Сразу скажу, тут не про запорожских казаков, не про Суворова, не про защитников Севастополя от европейской коалиции. А про времена куда более стародавние. Поэтому – кому не интересно, тот может дальше не читать. Но было время, когда жители Крыма действительно уничтожили весь янычарский корпус, который тогда существовал.
В 1475 году в Восточной Европе была следующая политическая ситуация. Крымское ханство существовало уже более 30 лет, отколовшись от Золотой Орды (с тех пор та называлась Большая Орда) с центром в Сарае. Россия во главе с Иваном Третьим еще не сбросила татарскую вассальную зависимость, а с Крымом была в союзе. Литовский великий князь Ягайло вовсю погрузился в польские и прибалтийские дела. Вскоре он станет королем Польши и навеки объединит эти государства под одной короной.
На юге росла мощь молодой Османской империи. Еще в 1365 году для успешного противостояния европейским нациям там был создан янычарский корпус, состоявший из солдат-пехотинцев, в которые набирались дети из христианских семей, воспитанных в исламских традициях. Янычары уже показали свою силу, но пока еще не составляли основу турецкой армии. Правда, при осаде крепостей они были незаменимы.
В 1453 году султан Мехмед Завоеватель взял штурмом древний Константинополь, в 1461 году – последний осколок Византии Трапезунд, и решил обратить свой взор на Крым.
Его южная часть тогда была разделена между двумя владениями, платившими дань татарам, но формально независимыми. Побережье держали генуэзские колонисты, торговавшие тут с востоком. А в горах расположилось греко-готское княжество Феодоро, весьма небольшое по населению.
Тех и других должна была покарать тяжелая рука султана. Греков – чтобы не сомневались в незыблемости турецкой власти, генуэзцев – за то, что помогли византийцам при осаде Константинополя в 1453 году.
Те и другие построили в Крыму множество крепостей. Но янычары были мастерами по их взятию, а османская артиллерия не знала себе равных.
«Паруса наполнились воздухом. С позволения Аллаха двинулись в путь. Поверхность моря залилась светом лучей ислама. 70 тысяч завоевателей-суннитов днем и ночью, ночью и днем двигались по морю», - так написал турецкий историк.
Весной 1475 года десант высадился на берегах полуострова.
Итальянцы были покорены почти сразу – давал о себе знать громадный численный перевес. Владетели Феодоро держались лучше. Все-таки, княжество было расположено в горах, а там попробуй повоюй.
Кампания должна была закончиться взятием столицы греков и готов, крепости Мангуп. Князь Александр смог собрать 5 тысяч воинов, огромная сила для такого малого государства. Еще 300 бойцов прислал муж его сестры, молдавский господарь Стефан. Кроме того, на помощь пришли татары, сторонники свергнутого предыдущего хана.
Это было катастрофически мало для успешного противостояния армии султана.
Тем не менее, осажденные держались стойко и раз за разом отбивали турецкие атаки. Командующий Гедик Ахмед-паша провел 5 крупных штурмов с активным использованием артиллерии. Все они были отражены. Причем в ходе пятимесячной осады в полном составе был разбит весь янычарский корпус, в который входило тогда 7 тысяч человек. От него осталась только горстка бойцов.
В ходе одного из штурмов казалось, победа на стороне христиан. Турки подались в бегство. Защитники начали их преследовать, предчувствуя конец войны. Но это была лишь военная хитрость. По феодорцам ударили свежие отряды, которые на плечах отступающих ворвались в крепость. Мангуп пал, а все его население погибло от рук турок, мстивших за потерю цвета султанского войска.