Часть 3
Усадеб в нашем краю немало. Какие-то находятся в частном владении, и доступ к ним закрыт. Наверное, это лучшее, что могло случиться со старинными зданиями. А какие-то стоят в запустении, без ремонта и ухода, открытые всем ветрам и прочим погодным условиям, что не может не сказываться на их состоянии. С каждым новым сезоном такие постройки все больше ветшают, разрушаются и оставляют свое великолепие в прошлом. Но каждая из них неповторима и по-своему прекрасна.
К сожалению, не могу сказать, что при посещении той или иной усадьбы на меня сразу же накидывались сонмы призраков со своими историями, желающие, чтобы о них рассказали. Все-таки прошедшие десятилетия дают о себе знать. С тех пор, как законные владельцы этих построек были изгнаны, сами здания как только не использовались! Их перестраивали и переделывали в многоквартирные дома, размещали в них школы и клубы, а иногда и просто оставляли пустовать.
Если внешне та или иная неплохо сохранившаяся усадьба выглядит, как правило, примерно так же, как и при своих рачительных хозяевах (с поправкой на прошедшее время), то внутри нее мы имеем полную перепланировку и совершенно иное содержание. Большие комнаты разделены на несколько малых. Стены либо оклеены цветастыми обоями, либо расписаны трудовыми лозунгами. Дверные проемы и оконные рамы тоже относятся к более позднему времени. В помещениях иногда стоят поломанные школьные парты, иногда сохраняются клубные сцены, иногда валяются остатки прогнившей мебели. Можно найти оставленные книги и журналы, одежду, банки, бутылки и цветочные горшки.
Все это очень далеко от настоящей атмосферы аристократического дома. Более далекое прошлое приходится искать, откапывать и фрагментами извлекать на поверхность из-под позднейших наслоений. Это может быть старинная деревянная лестница, остатки лепнины на потолке, плитка, которой выложен пол, балконная решетка… И, конечно же, сама усадьба, из последних сил пытающаяся выстоять в неравной схватке с временем.
Пока я осматриваю исторические здания, вдохновение молчит. Не чувствует оно дыхания прошлого! Все завалено поздним, почти современным хламом. Приходится напрягать фантазию и пытаться представить, что же здесь могло происходить век или два назад. Искусственно вызванные тени едва заметно вырисовываются в сумрачных коридорах. Я не могу их рассмотреть, не могу понять, что они делают. Пока что мои будущие герои – нечто совсем неосязаемое, лишь слегка намеченное воображаемыми штрихами. Но я пытаюсь присмотреться к ним, разобрать их движения и, возможно, слова. Хочу, чтобы они, наконец, проявились и поведали мне свою историю.
Часть 2