Использование маршрута Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран позволяет сэкономить время и деньги, и наносит меньше вреда окружающей среде.Иранские деловые круги в ближайшем будущем заметно увеличат грузоперевозки через соседний Туркменистан. Для этого они используют возможности железнодорожной магистрали Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран. Присоединение Узбекистана к этому коридору в апреле этого года также повлияет на рост транзитных перевозок. Так считают специалисты и эксперты из Казахстана и Ирана.
Предыстория
Железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран открылась 3 декабря 2014 года при участии президентов стран-участниц проекта. Позже к маршруту подключился Китай, и, начиная с 2016 года, по этому коридору начали курсировать тестовые поезда с контейнерами.
Общая протяжённость маршрута — около 10 тыс. км. Общее время в пути ж/д составов — около двух недель. Это вдвое быстрее, чем доставка грузов из Китая в Иран морским путём, на который уходит 25-30 суток. Коридор Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран — первое логистическое решение в скоростной доставке грузов от восточного побережья Китая на рынки Персидского залива.
— Исходя из потребностей поставщиков и перевозчиков, по Туркменистану предусмотрено два маршрута следования товарных составов: от станции Серхетяка на границе с Казахстаном до Серахса — к юго-восточной границе с Ираном, или до станции Акяйла (Туркменистан) — Инчебурун (север Ирана), — уточняет «Туркменистан сегодня».
Развитие проекта
В Алматы (Казахстан) 4 апреля этого года собрались представители железнодорожных администраций Казахстана, Китая, Ирана, Туркменистана и Узбекистана, чтобы обсудить вопросы привлечения дополнительных грузов на маршрут Иран-Туркменистан-Казахстан-Китай.
— Поток контейнерных грузов увеличился, особенно в Узбекистан и через станцию Болашак (ж/д станция в Казахстане) в Иран. С присоединением Узбекистана коридор становится значительно короче, — сказал на встрече первый зампредседателя правления КТЖ («Казахстан темир жолы») КТЖ Канат Альмагамбетов.
По данным пресс-службы КТЖ, в 2018 году объём грузоперевозок по маршруту Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран превысил одну тысячу ДФЭ — двадцатифутового эквивалента (англ. TEU —twenty-foot equivalent unit, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств).
Интерес к транспортному коридору иранского бизнеса
Как сообщает казахстанский канал «Хабар 24», железнодорожный коридор Иран-Туркменистан-Казахстан-Китай в последнее время становится более популярным среди иранских предпринимателей.
— Этот маршрут важен для Тегерана сразу по нескольким составляющим: политическим, экономическим и социальным. Между Ираном, Казахстаном, Туркменистаном и Китаем есть определённый договор о том, что данная железная дорога будет работать как основная. Увы, но сегодня это сообщение используется не в полном объёме. Причина — в меньшей степени экономическая, в большей — моральная, или именно социальная. Предприниматели Ирана попросту не привыкли, не ввели в деловую привычку работу с этой дорогой. И, как оказывается, зря, — цитирует издание экономического обозревателя Хамидрезу Тахмасби.
Сейчас в Иране наблюдается заметный рост интереса местных коммерсантов к этому маршруту.
— Если ещё несколько лет назад к работе с данной сетью привлекали словом, то сегодня красноречиво обо всём говорит практика. Поставка грузов по дороге Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран обходится значительно дешевле, нежели по другим путям. В унисон с экономистами за маршрут высказываются и экологи, назвавшие этот способ доставки экологически выгодным и не наносящим вреда окружающей среде, — уточняет Тахмасби.
Генеральный директор телеканала Iran Today Бахрам Хонлар говорит, что грузов по маршруту хватает, и Ирану многие из них необходимы.
— Нам очень нужны поставки сельхозпродукции, необходимы автомобильные комплектующие и многое другое. Иранские эксперты уверены, что железная дорога откроет дополнительные рыночные горизонты для Казахстана и поможет найти новых партнёров, к примеру, в Индии и Объединенных Арабских Эмиратах. Кроме того, Иран может присоединить Нур-Султан (Казахстан) к порту Чабахар. По одной из версий, Тегеран может начать субсидирование бизнесменов, которые будут использовать для трансфера этот маршрут. Не исключено, что в ближайшем будущем к команде проекта присоединится Россия и страны Европы, — считает глава телеканала.
Проект на транспортной карте континента
Стальная магистраль Казахстан-Туркменистан-Иран входит также в состав транспортного коридора «Север-Юг», который должен стать альтернативой Суэцкому каналу для грузопотоков из Южной Азии в Европу и обратно. Общая протяжённость коридора «Север–Юг» из индийского порта Мумбаи до Москвы — примерно семь тыс. км. Из трёх направлений коридора восточное проходит по железной дороге через Казахстан и Туркменистан, с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Серахс (Туркменистан) — Серахс (Иран) и Акяйла (Туркменистан) — Инчебурун (Иран).
Источник: https://centralasia.news/4094-iranskie-biznesmeny-uvelichat-perevozku-gruzov-cherez-turkmenistan.html