Когда известные режиссеры решают поговорить об искусстве, картины часто скатываются в снобизм и претензии на скрытые смыслы, а также то, кто их может в свои работы вкладывать и кто способен видеть.
Джим Джармуш-не типичный герой независимого кино. Его фильмы любят фанаты размеренных, глубоких картин, которые при этом не кричат о своих авторско-артхаусных корнях, как работы того же Триера. Признают Джармуша и критики, регулярно награждая его призами Каннских кинофестивалей.
Джим снимает не фильмы о чьей-то жизни, а саму жизнь. Некоторые сравнивают стиль режиссера с работами Уэса Андерсона, но если работы последнего-это стилистически идеальные картины, мир которых детально создается режиссером, то фильмы Джармуша существуют в повседневности и рассказывают о ней.
В центре картины "Патерсон" водитель автобуса Патерсон из одноименного города. Каждый день он рано просыпается, целует свою девушку Лору, ест сухой завтрак, и идет на работу, до и после которой записывает авторские стихи в секретный блокнот. В них нет рифм и вымышленных историй, а используемые образы - это отражения того, что персонаж Адама Драйвера видит вокруг каждый день. Пишет он не для того, чтобы выпустить свои творения в тираж, единственным читателем он видит Лору.
Важно отметить, Патерсон, по сути, - не главный герой ленты. Он лишь является точкой, с помощью которой Джармуш показывает главного героя-окружающий поэта мир. Фильм рассказывает о мелочах, из которых рождается поэзия и о романтике маленьких городов. Население Патерсона всего 147000 обыкновенных людей, с некоторыми из которых нас знакомит режиссер. Здесь бармен Док, незадачливый актер Эверетт, Мэри, которая пытается с ним порвать, темнокожий парень, читающий свой фристайл в прачечной пока стираются его вещи. Однако, если присмотреться, понимаешь, что каждый герой здесь особенный. Быть может не из-за своих способностей, а из-за размеров города, Патерсон предстает гениальным поэтом, Лора-музыкантом, кондитером и дизайнером, Док-шахматистом и так далее.
Обрести своего гения им помогает повседневность и к ней отсылают их труды. Каждый герой картины-это новое измерение, о которых пишет герой в одном из стихов. На окружающий мир мы смотрим через призму их интересов, и понимаем, что рутинные походы на работу, прогулки с собакой и прочие мелочи, вплоть до покупки спичек-это поэзия наших жизней.
И если подумать, то мы очень мило встаем по утрам
Почему картина попала в рубрику "Кинематограф, который мы потеряли"
Фишка "Патерсона" в том, что картины, основной сюжет которых важен куда меньше, чем пространство, в которых он происходит, характерны для американского кинематографа конца 80-ых, начала 90-ых. Именно этот стиль, большая часть критиков считает основной причиной, из-за которой лента так цепляет зрителей, хотя есть и товарищи вроде Оуэна Глейбермана, решившего, что такой язык окончательно и бесповоротно устарел. Тем не менее, "Патерсон" был номинирован на главный приз кинофестиваля и получил приз "Золотая собака", за лучшую актерскую работу экранного питомца Патерсона и Лоры, а рейтинг картины на Rotten Tomatoes составляет 95%.