Найти тему
АвтАвиА

"Максим Горький": трагедия гиганта

В 1932 году в СССР отмечали сорокалетний юбилей литературной деятельности писателя Максима Горького. Примерно в это же время был объявлен сбор средств на строительство самолета для агитации и пропаганды, который должен был стать крупнейшим в мире самолетом с сухопутным шасси.

-2

Деньги были собраны буквально за год, легендарный конструктор А.Н. Туполев приступил к созданию машины, а уже в 1934 году летчик-испытатель М. Громов поднял самолет в воздух. Машина получила обозначение АНТ-20 и имя собственное - "Максим Горький".

-3

Отдельно стоит сказать об оснащении агитсамолета: телефонная станция на шестнадцать(!) номеров, бортовая пневмопочта, мощнейший громкоговоритель ("голос с неба"), фотолаборатория, типография, библиотека и многое другое, причем все оборудование было самым современным.

Сначала даже планировалось оснастить машину проектором изображений на облака, однако разработать такую установку не удалось. Поэтому "Максим Горький" получил лишь проектор для демонстрации фильмов на аэродромах.

-4

Салон агитсамолета по комфорту был максимально приближен к "земным" помещениям: в кабинетах были столы, кресла, занавески, настольные лампы, на полу лежали ковры. Имелись буфет, умывальники, уборная, а в консолях крыла были установлены двухэтажные кровати для отдыха.

-5

В 1934-1935 годах "Максим Горький" совершил несколько полетов, при этом два раза пролетал над Красной площадью, а весной 1935-го на нем даже "прокатился" французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Последний полет

Роковым для "Максима Горького" стал обычный весенний день, 18 мая 1935 года - суббота. Испытания самолета закончились, и было принято решение совершить демонстрационный полет с семьями конструкторов на борту. В полете участвовало три единицы техники: гигант АНТ-20, истребитель И-5 и разведчик Р-5.

И-5 под управлением опытнейшего летчика-испытателя Н.П. Благина летел рядом с "Максимом Горьким" с целью демонстрации разницы в размерах самолетов.

Истребитель И-5
Истребитель И-5

С Р-5 (летчик - В.В. Рыбушкин) велась киносъемка полета для ее включения в советские военно-учебные фильмы.

Многоцелевой разведчик-штурмовик Р-5
Многоцелевой разведчик-штурмовик Р-5

Во время полета Благин начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от "Максима Горького". Во время выполнения очередной "мертвой петли" пилот не удержал самолет, и И-5 просто упал сверху на гиганта, выбив средний двигатель. После этого удара истребитель остался "лежать" на АНТ-20, и возможно, катастрофы бы не произошло, но через несколько секунд И-5 начал разрушаться, и отвалившаяся хвостовая часть истребителя повредила органы управления агитсамолета.

"Максим Горький" медленно завалился на крыло, после чего начал падать, разваливаясь в воздухе. Обломки самолетов упали в районе дачного поселка Сокол на севере Москвы.

За несколько секунд до столкновения...
За несколько секунд до столкновения...

В результате катастрофы погибло 49 человек: Благин, 11 членов экипажа АНТ-20 и еще 37 пассажиров (в том числе 6 детей). По другим данным, погибло 7 детей, а всего - 50 человек.

Причины трагедии

Согласно официальным советским СМИ, виновником трагедии является Н.П. Благин, нарушивший дисциплину (выполнение фигур высшего пилотажа в данном полете не планировалось).

Также существовала версия, согласно которой летчик-испытатель пошел на намеренный таран. В польской газете русских эмигрантов "Меч" было опубликовано "прощальное письмо" Н.П. Благина, объясняющее причины такого поступка. Впоследствии было достоверно установлено, что письмо являлось подделкой.

Летчик-испытатель Николай Павлович Благин. Занимался испытаниями АНТ-29, БИЧ-7А, И-5, АНТ-40 и ряда других самолетов, а также систем реактивных ускорителей для ТБ-1 и И-4
Летчик-испытатель Николай Павлович Благин. Занимался испытаниями АНТ-29, БИЧ-7А, И-5, АНТ-40 и ряда других самолетов, а также систем реактивных ускорителей для ТБ-1 и И-4

Согласно третьей версии, кинооператоры с позволения руководства ВВС просто вынудили летчика выполнять фигуры высшего пилотажа ради получения уникальных кадров.

В постсоветские годы были рассекречены документы, которые, наконец, позволили узнать, что же произошло на самом деле.

Руководитель НКВД Генрих Григорьевич Ягода
Руководитель НКВД Генрих Григорьевич Ягода
Произведенным НКВД расследованием обстоятельств, предшествовавших катастрофе самолета "Максим Горький", установлено, что 18-го мая с. г. за час-полтора до полета в комнате летчиков летно-испытательной станции ЦАГИ собрались летчики Журов (пилот "Максима Горького" - прим. ред.), Рыбушкин, Благин и работники Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский В.Г., Тер-Оганесов К.Я., и Пуллин А.А., для обсуждения порядка полета самолетов и их киносъемки. Объясняя кинооператорам и вместе с ними делая наброски карандашом на бумаге о том, где какой самолет должен находиться во время полета, летчик Благин в присутствии Журова и Рыбушкина заявил о том, что он во время сопровождения "Максима Горького" для масштаба намерен на истребителе делать фигуры высшего пилотажа.
Присутствовавший при обсуждении Журов возражал против предложения Благина, указав последнему, чтобы он не делал во время полета фигур. Несмотря на это, работники Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский и Пуллин, продолжая, без участия Журова, обсуждение этого вопроса, вступили в прямые переговоры с Благиным, договорившись с последним о том, что он для киносъемки будет производить фигуры на истребителе...
Нами привлечены к уголовной ответственности работники кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский В.Г. и Пуллин А.А., виновные в том, что, не имея никакого разрешения, договорились с Благиным о производстве им для киносъемки фигур высшего пилотажа, что явилось прямой причиной гибели самолета "Максим Горький".
Из письма руководителя НКВД Г.Г. Ягоды И.В. Сталину от 14 июня 1935 года

После трагедии

Все погибшие в катастрофе "Максима Горького", включая Н.П. Благина, были похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья Благина получила значительную материальную поддержку государства, а Ряжский и Пуллин, вопреки письму Ягоды, не были осуждены.

Мемориал на Новодевичьем кладбище
Мемориал на Новодевичьем кладбище

Позже был построен второй самолет - АНТ-20бис. Он имел ряд отличий от первого и уже не назывался "Максимом Горьким". В начале 1940-х его использовали в качестве пассажирского, а в 1942 году он разбился при посадке.

Кроме того, планировалась постройка еще 18 самолетов типа АНТ-20бис, однако этим планам не суждено было сбыться.

АНТ-20бис
АНТ-20бис

А какие интересные факты о "Максиме Горьком" знаете вы?

Книги
3507 интересуются