Транспортер-тягач ГТ-Т разработали в конце 50-х годов прошлого века. Скажете, древность? Тогда почему модификации этой машины до сих пор покупают все страны СНГ, в том числе, и Россия? А производят эти машины сейчас только в казахстанском Семипалатинске.
ГТ-Т расшифровывается как гусеничный тяжелый транспортер-тягач. Разработали в Харькове, производство наладили в городе Рубцовске Алтайского края на новом машиностроительном заводе в 1961 году. А через девять лет запустили Семипалатинский машиностроительный завод.
Производство транспортера осваивали «по частям». Начали с ходовой части. В 1978 году испытали первый семипалатинский тягач, которые сделали на заводе целиком. А уже через 3 года начали производство и машин, и запчастей. С конвейера каждый год сходили 700 тягачей! Они были востребованы везде, где работать приходилось в трудных условиях: в Сибири, на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке. Конечно, машину использовали Вооруженные силы СССР.
Там, где кончаются дороги, гусеничный тяжелый транспортер-тягач ГТ-Т незаменим. Он может и плыть, и преодолевать бездорожье, одинаково хорошо идет по заснеженной целине и торфяным болотам. Тягач перевозит 2 тонны груза или людей и «тянет» за собой еще 4 тонны. На суше машина развивает скорость до 55 км/ч. Управляет тягачом экипаж из двух человек.
Удивительно, но ГТ-Т из 60-х годов служили верой и правдой до начала 2000-х. Затем в Семипалатинске решили обновить модель. Опорные катки начали покрывать износостойким полиуретаном, установили более мощный двигатель на 240 л.с. вместо 200 л.с. и перенесли моторный отсек в центр машины, чтобы отрегулировать центр тяжести. Двигатели в Казахстан поставляет Ярославский моторный завод.
В 2007 году семипалатинский завод выпустил транспортер-тягача ГТ-ТБУ с увеличенной длиной грузовой площадки и семью опорными катками. Позже добавили модификации с разными типами кузова: универсальный, цельнометаллический и кузов с тентом. Сейчас завод выпускает два основных типа тягача: с пятью и семью катками. А назначений у машины великое множество. Его используют с буровой установкой, вышкой-подъемником для ремонта высоковольтных линий, краном-манипулятором для погрузки, пожарным и сварочным оборудованием. Тягач из Семипалатинска и сегодня — лучший транспорт там, где кончаются дороги.