Найти тему
Жизнь с детьми

Детский сад. Когда он нужен?

Водите ли вы своих детей в детский сад? Нравится ли им там?

Сегодня хотела бы обсудить вопрос детского сада для ребенка. Надо ли его туда вести, и если да, то когда?

Освещаю этот вопрос на основе собственного опыта.

Конечно, в некоторых случаях вопрос: водит-не водить? не стоит. Например, когда в семье есть достаточное количество нянь, бабушек и прочих помощников, а ребенок постоянно разъезжает по кружкам уже с раннего возраста, у него просто нет времени на детский сад, а у его родителей - мотивации его туда отдавать. Или, например, когда родители решили не прививать ребенка или отложить вакцинацию до школы, но вакциноуправляемых инфекций все-таки бояться, поэтому ребенок не ходит в детский сад (знаю один такой пример). В противоположной ситуации, когда оба родителя работают, а помощников нет, также не стоит вопрос с посещением ребенком детского сада: он туда ходит!

-2

Я сейчас хотела бы обсудить преимущества и недостатки детского сада для детей, семьи которых устраивает и тот, и другой вариант, поэтому они руководствуются исключительно желанием ребенка и пользой для ребенка.

Хочу сказать, основываясь на личном опыте, что хотя у моих детей адаптация к детскому саду проходила довольно долго и тяжеловато, это того стоило!

Посоветовала нам все-таки отдать детей в сад руководитель группы Монтессори, куда мы ходили, сказала, что детям это будет полезно, а поскольку у нее было образование по детской психологии, и ранее она давала нам и другим участникам группы советы, которые действительно помогли, мы решились на детский сад и начали готовить документы (вопрос детского сада остро не стоял, у нас была няня и я на тот момент была в отпуске по уходу за ребенком).

-3

Какие я увидела преимущества в посещении ребенком детского сада:

1. Бытовая самостоятельность. Этот фактор нельзя переоценить: все наши "домашние" способы инициировать самостоятельность в одевании, обувании, мытье рук и походов на горшок за долгое время не дали тех результатов, какие дало посещение садика в течение месяца.

2. Социальная самостоятельность. С этим было не все так радужно, как с первым пунктом. Вначале мне казалось, что ребенок стал еще более замкнутым, чем был до начала посещения сада, но спустя 4-5 месяцев я обнаружила, что у малыша в группе появились друзья, о которых ребенок дома рассказывал без умолку.

3. "Обмен" вирусами. Для многих это спорный пункт, но я все-таки отнесла его к плюсам, поскольку считаю, что лучше переболеть большинством ОРВИ в дошкольном возрасте, чем болеть ими же в школе, пропуская занятия. Да, это непросто и иногда изнурительно: три дня ходим в сад - три недели болеем. Но я смотрю на это с оптимизмом, так как нет худа без добра: через год-два это закончится, дети станут болеть реже, так как циркулирующих респираторных вирусов хотя и много (более 200), но все-таки не бесконечное количество. И через какое-то время у ребенка выработается иммунитет к трети этих вирусов, что впоследствие приведет к тому, что ребенок все-таки все реже и реже будет "подхватывать" эти вирусы.

4. Развивающие занятия в саду. Здесь говорю про личный опыт, искренне верю, что в данном случае все зависит от инициативности воспитателей, нам повезло: детям интересно на всевозможных занятиях, видно, что в их развитии есть существенный прогресс!

5. Выход в большой мир. Тоже весьма спорный пункт, но для меня это все же плюс. Что я здесь имею в виду? Ребенок-тоддлер до начала посещения детского сада как правило строит свои представления о функционировании окружающего мира через призму отношений в своей семье и семей ближайших родственников и друзей, таким образом формируя свои собственные паттерны поведения. Но в попытках оградить ребенка от всего плохого в мире мы ограждаем его и от реальных трудностей, которые впоследствии у него могут возникнуть при выходе в "большой мир". Если ребенку всегда давали игрушку по его просьбе дома, друзья на детской площадке или в гостях, то у него может сложиться представление, что так делают все и всегда. Детский сад как мини-модель "большого мира" разрушает эти стереотипы, и я считают правильным. Да, ребенок из сада, возможно, принесет пару нецензурных слов и расскажет пару историй о том, как Маша у Феди попросила игрушку и даже сказала "пожалуйста", но вместо нее получила по руке. И поначалу это будет вызывать непонимание, дети будут требовать от взрослых объяснений (так было в нашем случае). Но мне кажется правильным уже в таком возрасте показать целую картинку, что люди могут вести себя по-разному, и к этому нужно быть готовым. А еще в качестве бонуса дети обучаются у других детей новым знаниям, например, о космосе, продуктах, правилах дорожного движения, о том, как и откуда дети появляются и даже о болезнях и смерти, и обрушивают поток новых вопросов на родителей, а последним нужно быть к этому готовым!

-4

Недостатки посещения ребенком детского сада:

1. Адаптация. У некоторых детей она растягивается на несколько месяцев, и начинается заново, стоит только пропустить неделю или две по болезни. Это очень тяжело эмоционально и для ребенка, и для родителя.

2. Определенная и фиксированная концепция меню и распорядка дня, который может отличаться от заведенного дома, и ребенку будет сложно перестраиваться.

3. "Размывание" ценностей, культивируемых в семье. Это происходит по двум направлениям. Во-первых, поскольку ребенок довольно длительное время проводит в новыми взрослыми (воспитателями), они становятся для него "значимыми взрослыми", и к их мнению и взглядам ребенок начинает прислушиваться. И если эти взгляды отличаются от "семейной" точки зрения, это может вызвать непонимание у ребенка. Например, родители вообще не используют манипуляции при кормлении ребенка, а в саду за завтраком говорят: "кто съест всю кашу, будет красивым и здоровым!". Во-вторых, само взаимодействие детей приводит к необходимости для родителей объяснять и истолковывать, почему ранее они говорили так, а сейчас ребенок в саду выяснил, что бывает и по-другому. Например, приходит ребенок домой и говорит: "Мама, вот ты говорила, что нельзя никого бить, за это обязательно будет наказание! А сегодня Таня ударила Колю по плечу, и ей за это не было никакого наказания, даже в угол ее не поставили! Как это?"

Также хотелось бы отметить, что к взаимодействию в другими детьми без родителей каждый ребенок готов в свое время, с этим не стоит спешить.

Также хотелось бы возразить родителям, которые говорят, что их дети ходят на всевозможные "развивашки", поэтому умеют взаимодействовать в социуме и достаточно социализированы. Возможно, это и так, но зачастую, "развивашки" проходят вместе с родителями, а поведение ребенка, когда в поле зрения родитель, и поведение ребенка без родителя - это разные типы поведения. Без родителей дети формируют и развивают иные навыки общения. Кроме того, развивательные программы длятся час-два, а длительное общение - это все-таки нечто иное.

Но все-таки я хотела бы также отметить, что если у ребенка сложности с бытовыми ситуациями в силу индивидуальных особенностей (не может ходить в туалет в общественном месте, на чужой/общий горшок, не может есть садиковскую еду, не засыпает в саду днем). И это все не в период адаптации и не только в саду, а в принципе всегда, то тогда, возможно, имеет смысл выбрать другой вариант социализации, так как детский сад у ребенка будет связан с множеством некомфортных ситуаций, а ребенку все-таки должно нравиться в саду!

А какие в вас мысли по поводу детского сада? Ваши дети ходят в детский сад?

-5