Что на самом деле хотел сказать автор
Многие классические произведения намертво вошли в читательское сознание не только сюжетами, но и трактовками, которые мы привыкли принимать как должное. А между тем, читатели зачастую понимают книги неверно – или, во всяком случае, не так, как планировал автор.
Каждый день в утренних статьях мы разыгрываем сертификат на 1000 рублей на покупки в Book24. Для участия нужно просто прокомментировать эту статью и поставить лайк. Больше комментариев – больше шансов выиграть! Подробности в конце статьи)
«Алиса в Стране Чудес», Льюис Кэрролл
Большинство читателей «Алисы» делятся на две категории – тех, кто в восторге от великолепной сказки, и тех, кто подозревает писателя в употреблении незаконных веществ. В последнее время бывает и так, что люди со знанием дела указывают на детали биографии Кэрролла: он был математиком, и здесь умело зашифровал один математический трюк, а там – другой.
Доля истины в этом есть, но вот посыл самого Кэрролла в основном понимают ошибочно. Он вовсе не наслаждался математическими играми, а высмеивал веяния своего времени. Кэрролл считал новые математические концепции полной ерундой и показал на примере приключений Алисы, насколько они абсурдны. В безумном мире этой странной сказки Алиса напоминает самого Кэрролла, приверженца старых устоев, а жители Страны Чудес – сторонников новых концепций: автор наглядно продемонстрировал, куда они могут их завести.
«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери
С Брэдбери, кажется, все просто: государство планомерно препятствует интеллектуальному развитию общества, поэтому изымает и сжигает книги, и это неправильно. С момента публикации эту антиутопию воспринимали как выпад против цензуры и, говоря откровенно, возможностей для других трактовок она оставляет мало.
На самом деле, Брэдбери немного переборщил. В первую очередь он хотел показать, как опасно телевидение, и книгу полезно перечитать, имея в виду этот посыл. Ведь если вдуматься, моменты, когда люди буквально разлагаются перед телевизорами, выглядят по-настоящему страшными. Однако образ пожарников, сжигающих книги, оказался настолько ярким, что «451 градус по Фаренгейту» все равно считают манифестом против государственной цензуры – полностью игнорируя мнение автора.
«Моби Дик, или Белый Кит», Герман Мелвилл
С поисками смыслов в «Моби Дике» не заладилось сразу после первого издания. Современники Мелвилла из-за пространных отступлений о китах подумали, что это некая вариация научпопа. Потом роман открыли заново, разобрались (попытались, по крайней мере) во множествах мифологических отсылок и включили книгу в фонд золотой классики. Но прошло время, и труды пошли насмарку: сегодня роман часто воспринимают как антикитобойный. Ну, действительно – Ахав гонялся за белым кашалотом, хотел его убить, и получил по заслугам, а заодно и вся его кровожадная команда.
Но разве в этом монументальном произведении может быть все так просто? Разумеется, нет. «Моби Дик» – это глубоко символичная история, главное место в которой занимают не киты, а одержимость Ахава. Правда, сказать наверняка, олицетворял ли Моби Дик человеческую судьбу, неукротимую природу, дьявола или самого Создателя, уже не получится – эту тайну Мелвилл унес с собой в могилу.
«Государь», Никколо Макиавелли
Трактат Макиавелли, написанный в шестнадцатом веке, сегодня читают в основном для того, чтобы ужаснуться: такой концентрат жестких советов по управлению государством еще поискать. Недаром книга пользовалась успехом у тиранов вроде Муссолини – это в некотором роде руководство по диктатуре для начинающих и продвинутых пользователей.
Такое создается впечатление, однако оно ошибочно. Все больше исследователей полагают, что Макиавелли писал трактат в духе «как не надо делать», а не как инструкцию, то есть, фактически создал сатирическое произведение. В противном случае, получилось бы так, что в своей книге он написал все прямо противоположное собственному мировоззрению и горькому жизненному опыту.
«Лолита», Владимир Набоков
Набокова не раз обвиняли в развращенности, и причины этого понятны. Не каждый читатель способен переварить исповедь Гумберта, зациклившегося на девочке-подростке. Другие, напротив, указывают, что еще неизвестно, кто кого соблазнил – поведение Лолиты в романе порой просто аховое.
Владимир Набоков знал, на что шел, и даже порывался сжечь книгу. Но потом встал на ее защиту. «Лолита», утверждал он, вовсе не непотребство, и не попытка убедить читателя в том, что все происходящее нормально. Это история о сломанном детстве, о несчастной девочке, оказавшейся сначала в неблагоприятной среде, а потом – в лапах одержимого человека. Ну а что касается подробных и вызывающих подозрение описаний… Таким уж он был, Набоков – мастером пера, талантливым в любой теме.
А как вы восприняли эти романы? Пишите в комментариях!
Итоги конкурса от 19.06: победителем ежедневного конкурса от Book24 стал Вадим Лысенко ! Поздравляем! Читатель получает сертификат на 1000 рублей на покупки в нашем Интернет-магазине.
Тоже хотите поучаствовать и выиграть шопинг в Book24? Тогда оставляйте комментарии и лайк под этой статьей! Итоги подведем с помощью Random.org в новой статье уже завтра! Больше комментариев – больше шансов выиграть. Также мы ответим на комментарий победителя поздравлением с запросом электронной почты для отправки приза. Следите за уведомлениями в Дзен! Желаем удачи!
До новых книг!
Ваш Book24