Найти тему

Явление картофеля и баклажанов

Голод начала 1930-х годов навсегда изменил кулинарные привычки узбеков

ДЕХКАНЕ ЗА ОБЕДОМ. ФОТО МАКСА ПЕНСОНА, MAXPENSON.COM
ДЕХКАНЕ ЗА ОБЕДОМ. ФОТО МАКСА ПЕНСОНА, MAXPENSON.COM

Как узбекистанцы запомнили почти забытый историками голод 1933 года, кто пострадал и как коллективизация лишила картофель статуса «нечистой» еды, а заодно помогла дехканам полюбить помидоры и баклажаны – выяснила американо-узбекская группа историков. О собранном материале рассказывает новое исследование Марианны Кэмп (Marianne Kamp, Университет Индианы), опубликованное в журнале Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History.

Хотя из всех республик советской Центральной Азии от коллективизации и голода 1930-х годов больше всего пострадал Казахстан, свой трагический след эти события оставили и в Узбекистане. Изучение черных страниц истории только начинается – и важную роль здесь играет устная история: сбор и анализ воспоминаний живых участников событий. Группа историков (два американца, один узбекистанец) собрала 120 интервью с сельскими жителями семи областей страны. Опрашивали мужчин и женщин 1900-1925 годов рождения – они или их родители вступали в колхозы в начале тридцатых. Интервью продолжались от одного до трех часов и велись на узбекском или таджикском языках.

Вспоминали старики и о других трагических событиях – гражданской войне, раскулачивании и голоде во время Великой Отечественной. Но поскольку именно голоду 1930-х годов в Узбекистане не уделялось столько внимания, сколько в постперестроечной России, Украине и Казахстане, риск того, что опрошенные «дополняют» свою личную память эпизодами из журналов и телепередач, был весьма низок. В связи с этим ученые уверены, что, несмотря на хрупкость памяти и постоянное переписывание прошлого под влиянием настоящего (главное препятствие к пониманию исторической правды по воспоминаниям), им удалось получить достоверный материал.

Спрашивая о событиях тридцатых, историки использовали особое узбекское слово – очарчилик: голодное время, недород. Оно означает не просто голод, а резкое истощение запасов продовольствия из-за засухи, войны и тому подобных чрезвычайных обстоятельств (более точного эквивалента слова «голодомор» не нашлось). Ученые спрашивали стариков, что они тогда ели, как искали пропитание, страдали ли от болезней. Среди опрошенных насчитывались и дехкане-хлеборобы, сами обеспечивавшие себя продовольствием, и хлопкоробы, «покупавшие» еду за свой труд и деньги, и бывшие кулаки, и председатели колхозов, спасавшиеся от голода благодаря своему статусу…

Экономика голода

До 1929 года советская власть особенно не покушалась на организацию дехканских хозяйств Узбекистана, да и первые указы того года прямо не затрагивали республику. Но местная компартия охотно подхватила призыв из центра, пообещав за пятилетку перевести 60% производства узбекского хлопка в коллективные хозяйства. Партийные активисты начали строить колхозы еще до того, как партия определила приоритетный регион коллективизации – густонаселенную, производящую больше всего хлопка Ферганскую долину. К 1931 году поставленная задача была перевыполнена: в колхозы вошли 85% хозяйств.

Чем объясняются такие темпы? Большинство сельских жителей республики составляли дехкане, владевшие небольшими участками земли. Они продолжали жить на том же месте и не теряли возможности возделывать свои сады и фруктовые деревья, власти не разрывали их социальные связи. Да, теперь им пришлось работать на колхоз и получать сильно меньше денег – но образ жизни почти не изменился, пишут ученые. Для казахов и туркмен, напротив, коллективизация означала потерю скота и насильственный переход к оседлости, нередко полный разрыв «ткани» привычных общественных отношений. Похожая беда случилась с горцами Таджикистана: в 1925-1940 годах около 48 тысяч семейств принудили переселиться в речные долины и образовать там хлопковые колхозы, полностью зависимые от государства в плане жилья и продовольствия. В Узбекистане сильно пострадали от коллективизации баи (их отправили в ссылку на Кавказ и на Украину или переселили на необжитые земли в совхозы), но это, по некоторым подсчетам, лишь 5% от всей массы сельских жителей.

Полевая кухня в колхозном хозяйстве, Узбекистан. Фото Макса Пенсона, Maxpenson.com
Полевая кухня в колхозном хозяйстве, Узбекистан. Фото Макса Пенсона, Maxpenson.com

Однако Узбекистан существовал не сам по себе – а в рамках общесоюзного хозяйства, и вскоре эхо от голода в Казахстане и на Украине докатилось и до него. Нельзя забывать, что посевы хлопка расширялись еще во времена Российской империи, а с ними росла и зависимость от ввоза зерна. Только с 1925 по 1928 год его импорт вырос с 253,000 до 549,000 тонн. Конечно, власти республики развивали и зерновое хозяйство, однако сажали злаки преимущественно на сухих почвах (все орошаемые земли занимал хлопок).

К сожалению, урожаи зерна в 1932-33 годах оказались на треть ниже, чем в предыдущие годы, из-за редких осадков. Тогда же из-за коллективизации и голода в других краях и республиках начались перебои с поставками: некоторые эшелоны с зерном, направленные в Узбекистана из России, разворачивали в пути и отправляли обратно. Узбекские партийные власти пугали Кремль: не будет хлеба – не будет хлопка. В итоге Москве пришлось аврально закупать зерно в Персии (май 1932 года). Но ситуация не показывала признаков улучшения, и в марте 1933 года Акмал Икрамов, первый секретарь ЦК КП(б) Узбекистана, шлет Сталину телеграмму с просьбой срочно прислать посевную пшеницу, а также сообщает о случаях голодной смерти.

Первые трупы

Предвестником голода стало появление беженцев-казахов. «В 1933 году… в наш колхоз пришло несколько казахов, им было нечего есть. Они прожили у нас пять-шесть месяцев, а потом вернулись домой» (Хуррам, Кашкадарьинская область). «Голод начался в Казахстане. Казахи пришли сюда, на наши улицы. Чем больше их появлялось, тем хуже становилось, и многие умерли» (А.К., Ташкентская область).

Вскоре беда пришла и в дома узбеков. 6 из 130 информантов вспомнили о том, что в 1933 году от голода или тифа умерли члены их семей даже в зерновых районах. «В нашей деревне было нечего есть, и нам пришлось собирать незрелые яблоки и абрикосы. Мой младший брат заболел и умер» (Нарзи, Кашкадарьинская область). «Еды не хватало, и за работу платили хлебом. Люди ели хлопковый жмых и умирали. Мой младший брат Пазиль умер» (Немат, зерновой колхоз, Бухарская область). Те, кто жил рядом с городом, видели, как увозили трупы погибших от голода: «Много народа шло на маслозавод, выкапывали жмых, ели, у них раздувались животы и они умирали. Десять человек грузили их на тележки и увозили куда-то хоронить. А мы, дети, глазели на это» (Шарофутдин, кишлак под Ферганой). Вместе с голодом приходят эпидемии. «Тогда много людей умерли от голода, а затем пришел тиф… Было очень плохо, не хватало мужчин хоронить тех, кто умер, и мертвецов на кладбище несли женщины» (Ахмад, Гиждуван, Бухарская область).

Примечательно, что информанты почти не винят в голоде советскую власть или организацию колхозов – скорее природу. «Очарчилик начался потому, что не было воды. Мы посадили пшеницу на лалмикоре [неорошаемых землях], и она засохла» (Хуррам, Кашкадарьинская область). Но кто-то видел и человеческие ошибки: «Колхоз не нашел воды для пшеничных полей, началась засуха, посевы засохли, и пшеница стала очень дорогой» (Абдурасул, Кашкадарьинская область). Похожие истории рассказывают в Хорезме и Ташкентской области.

Искусство выживания

Информанты много рассказывали о новой пище, которую им пришлось попробовать в голодный год: шпинат, другие травы, незрелые фрукты, тутовник, семечки дыни, маш, турнепс, кукурузный хлеб. Кто-то смешивал с мукой листья и пек из этой смеси хлеб. Кто-то даже собирал шелковичных червей с коконов. Однако до каннибализма и даже до поедания собак и лягушек, как в Украине и соседних районах РСФСР, в Узбекистане дело не дошло.

Настоящей революцией стало обращение к пище, которая раньше считалась «русской» и нечистой. «До 1933 года люди говорили “капуста – это русская еда” и не прикасались к ней. Люди боялись баклажанов и не ели их. Раньше ели только нон [тандырные лепешки], но во время голода появились бухонки [ржаной хлеб]… и кукурузный хлеб» (Ашурбой, Ташкентская область). Кукуруза считалась кормовой культурой, и ее употребление в пищу тоже получило распространение только во время голода.

Ученые подчеркивают, что голод 1933 года, а потом и война заставили Узбекистан пройти путь, который Европа прошла в XVIII-XIX веке, – привыкание к овощам Нового Света (картофель и томаты). Раньше узбеки упорно не употребляли в пищу «русскую» еду (несмотря на то что татары и немцы-меннониты выращивали картофель под Ташкентом и в Хивинском ханстве еще в XIX веке). В 1928 году картофелем было засеяно всего 2900 десятин (из 1,7 миллиона в республике). «Если солдат, из тех, кто сражался с басмачами, стучал в дверь и просил одолжить котелок, его спрашивали – что будешь варить? Если он отвечал “картошку”, ему кричали “Харам!” и швыряли котелок ему в лицо» (Якубджон, Вуадиль, Ферганская область).

Обед на хлопковом поле. Фото Макса Пенсона, Maxpenson.com
Обед на хлопковом поле. Фото Макса Пенсона, Maxpenson.com

Но в 1930-е годы картофель постепенно вошел в обиход узбеков. Отчасти этому способствовал голод, отчасти – политика колхозов (овощ стали высаживать централизованно). Более того, когда картошку, капусту и помидоры начали выращивать сами узбеки, эти плоды перестали считаться «харамом». «В 1937 году в нашем кишлаке впервые посадили картофель. Думаю, его прислали власти. Потом появились помидоры, но никто их не ел… Потом – баклажаны. Для посадки их выделили специального бригадира» (Бобо, Маргилан, Ферганская область). Наконец, у многих узбеков привычка есть картофель появилась во время службы в армии в годы Великой Отечественной войны. С помидорами произошла такая же история: сначала выкидывали как «нечистую» еду, потом, в годы голода и коллективизации, постепенно привыкли. «Даже когда они появились [в колхозе], люди их не ели и считали “харамом”. Скармливали помидоры коровам. Но потом распробовали и полюбили» (Юлчивой, Наманганская область).

Воспоминания стариков подтолкнули ученых к неожиданным выводам: да, в Узбекистане люди страдали от голода и коллективизации 1930-х – но несравнимо меньше, чем в Казахстане. Вместе с тем именно колхозы сделали новые овощи и фрукты частью повседневного рациона узбекистанцев. И произошло это не только из-за нужды, как с дешевым хорошо хранящимся картофелем, но и потому, что помидоры, баклажаны и клубника пришлись по душе дехканам.

Артем Космарский

https://fergana.agency/articles/108274/

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц