Найти в Дзене

Йоост Лейфланг: «Русские всегда находят решение проблемы»

В рамках февральской Economist Conferences в Москве генеральный директор Philips в России, Украине, Беларуси и Центральной Азии Йоост Лейфланг рассказал о взаимовыгодных альянсах, убытках, прогнозах падения рынков и о том, что делать в кризис.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

В рамках февральской конференции Economist Conferences в Москве помощник президента РФ Аркадий Дворкович, председатель наблюдательного совета «Базового элемента» Олег Дерипаска, управляющий партнер Ernst & Young по СНГ Карл Йоханссон, президент The Coca-Cola Company по России, Украине и Беларуси Зоран Вучинич и генеральный директор Philips по России, Украине, Беларуси и Центральной Азии Йоост Лейфланг обсудили особенности глобального финансового кризиса на территории России и то, каким образом корпорации могут облегчить его бремя для государства и его граждан.

По окончании сессии Йоост Лейфланг встретился с журналистами и ответил на некоторые горячие вопросы.

— Какое впечатление на вас произвела встреча бизнеса с властью, выступления Олега Дерипаски и Аркадия Дворковича?


— Создается впечатление, что все ждут того, что предпримет российское правительство на макроэкономическом уровне, какие указания оно даст банкам, обеспечит ли население социальной помощью. Все эти меры в принципе работают, и, думаю, примерно через полгода они как раз дадут результат, хотя стопроцентной уверенности у меня нет.

Очевидно, что бизнес-среда значительно ухудшилась. В результате традиционные модели ведения бизнеса не работают, так как они не предоставляют нам возможность планировать работу компании. Мы вынуждены начинать всё с чистого листа. Тот, кто окажется в состоянии сделать самый точный расчет долгосрочного планирования и способов управления, окажется победителем.

— В выступлении главы Coca-Cola в России Зорана Вучинича прозвучало, что на рынке существует три стратегии поведения во время кризиса: наступать, защищаться и бороться. Какая наиболее близка вам?

— Если проводить параллель со спортом, очень важно обеспечить себе защиту, потому что без нее нельзя идти в наступление. Так что защититься важнее всего. Мы работали над этим последние полгода и закончили этот процесс к 1 февраля. Например, мы должны были убедиться, что бизнес-процессы внутри компании не дублируют друг друга.

На самом деле единственная модель поведения во время кризиса — искать выход из него. Если оценивать ситуацию в краткосрочной перспективе, то здесь больше рисков, если в долгосрочной, то больше потенциала.

Если посмотреть на те кризисы, с которыми уже сталкивалось человечество, то люди всегда что-то изобретали, чтобы такие ситуации преодолеть. Вы называете таких людей «Кулибин». Русские всегда находят решение любой проблемы, это заложено в вашей культуре. Это то, чего в моей родной Голландии нет, — мы всегда ищем консенсус. А у вас каждый предложит свое решение, и какое-нибудь обязательно окажется верным. Для нас как для компании, работающей на российском рынке, важно понять, кто эти Кулибины в российской экономике.

-2

— Стратегия Philips в России как-то изменилась в связи с кризисом?


— Нет, не изменилась. Наш основной фокус — здравоохранение, второй стратегический сектор — энергоэффективные световые решения. Большую часть продукции мы готовы предоставлять сами, но в целом считаем, что, особенно в ситуации кризиса, нужно создавать эффективные альянсы, работающие на пересечении интересов. Причем это могут быть различные форматы — аутсорсинг, частно-государственное партнерство и т.д. Это не слияния и поглощения, а выгодное обеим сторонам сотрудничество. Сейчас это более правильно, чем приобретение активов.

— Вы думаете, ваш бизнес в сфере освещения может иметь хорошие перспективы в нашей стране?

— Сейчас освещение составляет 20% всего потребления электричества страны. Если сосредоточиться только на модернизации наружного освещения с внедрением современных энергосберегающих технологий в рамках партнерства российских муниципалитетов, поставщиков технологий, инсталляционных подрядчиков и местных торговцев энергии, то размер экономии достигнет 80% в статье экономии энергии на наружном освещении. Как следствие, этот альянс принесет до 16% снижения ежегодного расхода энергии российских муниципалитетов, которые могут быть потрачены на другие потребности.

Как пример, по словам первого вице-премьера г-на Иванова, внедрение в сферу ЖКХ энергосберегающих ламп позволит в будущем сэкономить 10 млрд долларов бюджета. А простая замена обычных ламп на энергосберегающие только в Восточном округе Москвы позволит сэкономить 728 млн рублей.

— Как девальвация рубля может сказаться на компании, заставляет ли она вас корректировать свои прайс-листы и как вы измените сроки товарных кредитов для своих партнеров?


— Конечно, девальвация отражается на нашей компании, поскольку мы осуществляем большую часть закупок в долларах или евро, а продаем в рублях. Но большая часть наших затрат все-таки приходится на рубли. Цены в рублях, конечно, всё равно повышаются, но мы четко знаем, где порог, который нельзя переступать, — в противном случае товар просто не купят. Часть мер, которые мы предпринимаем, нацелена на поддержку наших ретейлеров.

-3

— Вы говорите, что компания в России по итогам 2008 года прибыльная, между тем материнская корпорация Philips показала убытки.


— Убытки составили 1,5 млрд евро, но 1 млрд 300 млн евро пришлись на переоценку нашего участия в других компаниях, то есть на падение стоимости долей. Остальные 200 млн евро пришлись на процессы реструктуризации компании, в основном нашего медицинского бизнеса. Ситуация на американском рынке медицинского оборудования заметно ухудшилась. Американцы потратили слишком большие средства на войну в Ираке, и это неизбежно сказалось на снижении государственных затрат на здравоохранение на 30%.

— В своей речи на круглом столе вы упомянули, что готовы предложить особые условия для сферы здравоохранения. В чем они состоят?


— Мы считаем, что выгодно создавать альянсы бизнеса и государства, которые позволят преодолеть текущие проблемы и обозначить перспективы дальнейшего роста экономики. Вместе с тем идея частно-государственного партнерства должна подкрепляться новым принципом инвестирования, а именно внедрением инноваций для сокращения затрат. Исходя из приоритетов, обозначенных в стратегии развития России до 2020 года, Philips предлагает актуальные решения в трех областях: светотехника, кардиология, онкология. Например, в области здравоохранения — медицинские учреждения для повышения собственной эффективности всё еще руководствуются единственным способом — закупают дорогостоящее оборудование. Лучшим решением в данной ситуации будет не покупка оборудования, а набор сервисов, в которых врачи нуждаются прямо сейчас.

Потратить годовой бюджет на закупку современного компьютерного томографа, когда есть другие потребности, — это не лучшее решение. Большего эффекта можно достигнуть, купив точный набор сервисов и услуг, необходимых клинике, и иметь доверенного поставщика этих сервисов, чтобы сконцентрироваться на общем финансировании и обучении персонала. Фактически речь идет не о закупочной сделке, а о покупке экспертизы и обслуживания. В этом случае покупатель будет оплачивать не приобретение оборудования, а стоимость каждой процедуры использования того же томографа.

— Вы не пытались просчитать, на сколько сократятся продажи ваших товаров в России в течение ближайшего года?


— В начале кризиса мы думали, что к концу 2009 года мы увидим небольшой рост продаж потребительских товаров. Сейчас, в середине февраля, я думаю, что это произойдет не раньше начала 2010 года. Однако должен сказать, что мы были приятно удивлены нашими результатами в секторе «Потребительские товары» в январе 2009-го.

Рынок освещения в связи с заморозкой многих строительных объектов может начать рост не раньше чем через два года. Если говорить просто о регулярной замене лампочек в квартирах, то этот рынок никуда не денется — лампы всё равно придется заменять, когда перегорят старые. Более того, я ожидаю, что в России начнут больше покупать именно энергосберегающих ламп. Впрочем, до уровня прошлого года мы, конечно, не вырастем. В целом падение наших доходов я оцениваю в 15%.

Что касается здравоохранения, то я ожидаю роста рынка в первой половине 2009 года. Ваше правительство взяло на себя большие социальные обязательства, которые оно будет выполнять. Главное — понять, как сокращение правительством бюджета повлияет на динамику рынка здравоохранения во второй половине года. Хотя собственно на закупке больницами оборудования кризис может и не сказаться.

Беседовала Анастасия Алексеева, "Частный корреспондент".