Современные родители - настоящие первопроходцы. Впервые целое поколение родителей, а не отдельные чудаки, воспитывают детей без побоев, приучения к дисциплине с пелёнок и жёстких наказаний с года.
Мы первое поколение, которое признает, что у младенца есть личность и потребности, и что дети разные и потребности их могут отличаться. Мы первые, кто не ругает двухлетку, если ему вдруг не хочется обнять дедушку и бабушку, потому что уважаем личные границы ребенка. Мы читаем Петрановскую, Гонсалеса, и откладываем подальше советы лупить ребенка ради его же блага.
И все это мы делаем под неумолчный хор страшилок о том, что ребенок будет до института ходить в памперсах, вырастет невменяемым хамом и никогла не научится дисциплине.
Мы пока не знаем, какими вырастут наши дети. Но я знаю один пример, когда родителям тридцать лет назад пришлось стать вот такими первопроходцами. И расскажу, что получилось в итоге.
Саша была вторым ребенком Ирины и Олега. Первый, Игнат, был спокойным младенецем, которого не смущало бытие по советским нормам: сон в кроватке, еда по расписанию, не сидеть на ручках. Ира и Олег думали, что знают уже все о младенецах, но Саша разбила все стереотипы.
Она не желала спать в кроватке и гулять в кроватке, девочка была спокойна только на руках. О слингах тогда никто не слышал, и родители носили маленькую дочку на руках по очереди. Чтобы хоть немного поспать, им пришлось класть Сашу в свою кровать.
Тем не менее, Саша потихоньку росла, взрослела, в шесть месяцев поползла, в восемь, как и положено, научилась вставать на ножки в кроватке, которую использовали как манеж. Все шло своим чередом. А потом случилось то, что заставило ее родителей пойти уже совсем необычной для советской семьи дорогой.
Саше надо было поставить прививку, но ее мать сомневалась, стоит ли прямо сейчас, у девочки была лёгкая аллергическая сыпь. Но в те времена да ещё и не в городе, а в небольшом поселке, далеко не все врачи обращали на это внимание. У этого врача был план по прививкам и полное отсутствие интереса к последствиям для детей-аллергиков.
После прививки Саша не спала двое суток. Она стояла в кроватке и что-то обессиленно мычала, не в силах уснуть. Иногда начинала дремать, уткнувшись лбом в прутья кроватки, но почти тут же просыпалась. Ни руки, ни молоко, ни колыбельные, ничто не могло ей помочь. Ее мозг разучился засыпать. В конце концов, ей стало совсем плохо, ее увезли на скорой с диагнозом "отек мозга".
Прошло много лет, но у Ирины до сих пор дрожит голос, когда она рассказывает об этом. Когда они выписывались, врач сказал: "Мамочка, вы не расстраивайтесь, но нормальной ваша девочка уже вряд ли будет. Можно, конечно, попытаться ее восстановить, но вам потребуется несколько лет для нее создавать абсолютно тепличные условия жизни. Вы же понимаете, что это невозможно. Но вы не переживайте так сильно, сейчас есть хорошие школы для умственно отсталых детей."
Ирина чувствовала подступающие слезы, но сдержала их. Не время плакать, впереди очень много работы.
Сначала она нашла хорошего невролога и повезла к нему дочку. Тот подтвердил, что ребенку необходим полный покой и отсутствие любого стресса. А также порекомендовал применять отвары успокаивающих и укрепляющих нервную систему трав.
Ирина растила дочь, не оказывая на нее вообще никакого давления. Девочку никогда не заставляли есть, не пытались приучить силой к горшку, не наказывали вообще ни за что и никогда. И уж само собой не били, даже голос не повышали. Трудно ли это было? Неимоверно трудно. Ирину держало только твердое желание вырастить дочь нормальным человеком.
И ей это удалось. В четыре года она уже ничем не отличалась от других детей, а в шесть лет страшный диагноз был окончательно снят.
При этом оказалось, что приучать силой ребенка к горшку не надо, достаточно просто познакомить с концепцией и дождаться, пока он сам созреет делать дела в горшок. Отучать от сна в родительской кровати тоже не потребовалось, Саша сама ушла в кроватку в два года, а в четыре перестала даже изредка приходить в родительскую кровать. И с послушанием никаких проблем не было, оказалось, что можно воспитывать без наказаний, можно просто договориться.
Но как повлияло вот это тепличное детство на нее в дальнейшем? Как складывалась ее судьба, и кем она стала, когда выросла? Мне это известно.
Саша закончила школу с золотой медалью, и уехала в Москву. Там она поступила в институт, и год прожила в квартире своего старшего брата. Затем устроилась на работу и стала зарабатывать достаточно, чтобы снимать комнату с подругой.
Девушка не выглядела милой куколкой, но она была так обаятельна, вежлива и приятна в общении, и так умела создать вокруг себя впитанную с детства обстановку спокойствия и гармонии, что вокруг нее всегда было много мужчин, которые не просто хотели провести с ней ночь, а как-то очень быстро начинали хотеть жить вместе, брак и детей.
Саша сделала неплохую карьеру, она хорошо зарабатывает и получает удовольствие от работы.
Она настоящий гедонист в хорошем смысле этого слова. Умеет получать удовольствие от жизни во всех ее проявлениях, начиная от красивого заката и заканчивая комфортной машиной.
Я не встречала человека, у которого была бы более устойчивая психика. У нее какое-то непоколебимое доверие к миру в целом и к самой себе в частности.
Трудно сказать, на что из этого повлияло такое необычное детство, а что было заложено изначально или сформировалось уже потом. Но когда кто-то при взгляде на полное любви отношение к малышу начинает закатывать глаза и цокать языком на тему "Ой, страшно мне за это поколение, что же там такое вырастет?!", то я лишь усмехаюсь. Мне не страшно, я видела результат такого воспитания, и он меня устраивает. Надеюсь, и другим родителям тоже будет не страшно любить и уважать своих малышей.
Полный список статей канала в рубрикаторе.
Если вам понравилась статья, не забудьте поблагодарить автора лайком и подписаться на канал. Впереди еще много интересного!