Всем привет! В этой статье, разделённой на три части, вы узнаете много интересных и очень полезных фактов о скатах хвостоколах. Я покажу вам фотографии шипов скатов из своей коллекции, познакомлю с особенностями биологии их хозяев, расскажу свои истории о содержании скатов в неволе, а так же объясню как не стать жертвой при встрече с хвостоколом, ну или хотя бы выжить после неудачного знакомства!
Я использую только свои личные фотографии и видео, сделанные в разные года на актуальные на тот момент модели смартфонов. Поэтому качество может значительно отличаться.
Приятного чтения, подписывайтесь на мой канал, делитесь впечатлениями в комментариях, и конечно же - предлагайте новые, интересные вам темы о подводном мире, а я обязательно о них напишу.
Ядовитый аппарат скатов
Хвостоколы, словно пчёлы, оставляют своё ядовитое жало в теле жертвы, но в отличие от пчёл скаты после этого не погибают, а отращивают новый шип. У скатов хвостоколов нет внутренних органов производящих яд и проток для движения яда к шипу. Всё устроено довольно просто - железы, вырабатывающие и накапливающие яд, находятся на самом шипе. Шип полностью покрыт тонким слоем кожи, она служит не только для маскировки - повторяет цвет и узор на теле ската, но ещё и является органом происхождения ядовитых желез (по сути железы это видоизменения кожи). По всей длине шипа проходят две бороздки, которые соединяются у острого конца, в них и располагаются ядовитые железы. Когда происходит удар - содержимое желёз вместе с кусочками кожи остаётся в ране жертвы, вызывая отравление. Стоит отметить, что яд остаётся действующим и после удаления шипа скату, и даже после заморозки в морозильнике - поэтому случайный укол или попадание кусочка кожи в открытую рану непременно вызовут симптомы отравления. Высушенный на солнце шип можно легко очистить от остатков кожи, не опасаясь яда.
И я не зря упомянул пчёл. Если вы принадлежите к тем 2% людей, которые имеют сильную аллергическую реакцию на пчелиный яд - держитесь от скатов подальше. С большой долей вероятности токсины хвостоколов могут вызвать у вас анафилактический шок.
Действие яда хвостоколов
В литературе можно найти информацию о симптомах отравления ядом хвостоколов - падение артериального давления, нарушение работы сердца и дыхательных органов, диарея, судороги, иногда потеря сознания и всегда жуткая нестерпимая боль. Смертельный исход возможен при попадании яда в тело и голову человека - непосредственная близость источника токсинов к важным внутренним органам очень опасна и может привести к полной остановке работы этих органов.
Среди всех видов хвостоколов пресноводные южноамериканские скаты обладают одним из наиболее токсичных ядов. По иронии судьбы - именно эти скаты являются самыми распространёнными у аквариумистов. Поэтому стать случайной жертвой укола своего любимого домашнего питомца может каждый скатовод. Чтобы этого не произошло, либо последствия были менее разрушительными - расскажу поучительную историю.
История о нестерпимой боли
Однажды мне пришлось пережить действие яда пресноводного хвостокола без лекарств и врачебной помощи, что я вам крайне не рекомендую повторять. Дело было так. Много лет назад я работал на частном рыборазводном предприятии в качестве главного рыбовода. Помимо осетров, форелей, тиляпий и африканских сомов, выращиваемых для употребления в пищу, на предприятии была большая аквариальная с коллекцией южноамериканских пресноводных скатов и различных экзотических рыб, которыми я занимался лично, ведь доверить такое богатство никому не мог. Всего 65 взрослых скатов размером диска от 35 до 90 см и бесчисленное количество мальков и подростков. На тот момент я имел опыт содержания скатов в аквариуме, и успешно справлялся с задачей поддержания здоровья и разведения этих удивительных рыб. В коллекции были как довольно распространённые у аквариумистов моторо, так и довольно редкие и дорогие - хенли, леопольди, итайтуба, жемчужные, ромашковые, различные гибриды и так далее. У меня сохранились лишь фотографии посредственного качества, сделанные на телефон тех лет, но разглядеть необычную окраску вполне возможно.
Стоимость одного малька особо ценных пород южноамериканских пресноводных хвостоколов доходит до 250 тысяч рублей. Все пресноводные скаты живородящие, и раз в несколько месяцев дают потомство - от 2 до 15 мальков, в зависимости от вида, возраста и размера самки, а так же гидрохимических параметров воды.
Краткое отступление для читателей, неожиданно открывших в себе жилку бизнесмена-скатовода: скатов разводить коммерчески не выгодно. Мало того, что вы потратите больше средств на поддержание необходимых условий для разведения, чем сможете в теории заработать, так ещё и круг ваших клиентов будет крайне ограничен. Не каждый день появляются покупатели с большими аквариумами и такими же кошельками, которые хотят себе именно скатов. Поэтому разведением занимаются только коллекционеры и большие поклонники содержания скатов, проданные мальки не обеспечивают покрытия затрат и на половину.
Проработав не предприятии несколько месяцев, я вполне подружился со всем поголовьем разношерстных пресноводных хвостоколов - они спокойно давали заниматься уборкой в аквариумах, ели с рук и не пытались проявлять никакой агрессии ко мне. Периодически рождались мальки, которых я отсаживал в выростные аквариумы, и постепенно приучал к взаимодействию с человеком.
Новорожденные скатики появляются с небольшими отростками на животе - это не что иное, как подобие пуповины, через которое мама питала своих детенышей в утробе. Этот "пупочек" рассасывается в течение недели, при этом первые пару дней после рождения мальки не питаются, а живут за счёт накопленных от мамы питательных веществ. В это время малыши очень пугливы и с непривычки забиваются в укрытия или просто дальние углы аквариума при приближении человека.
Такое поведение осложняет приучение к искусственным кормам. Ведь скатики ещё не умеют кушать аквариумные корма - мороженный мотыль, резаную рыбу и морепродукты, так как имеют врожденные рефлексы охотиться только за движущейся добычей. Скаты очень сообразительные животные и охотно повторяют друг за другом действия, приносящие им пользу. Поэтому многие профессионалы пользуются хитростью - подсаживают к недавно родившимся малькам одного полуторамесячного подростка - он уже знает, что человека бояться не нужно, а мороженый мотыль очень вкусный, хоть и не шевелится. Через короткий промежуток времени малыши начинают повторять за своим старшим товарищем и просто требуют от приблизившегося к аквариуму человека покормить их. По этой же методике действовал и я.
Но, несмотря на всю свою осторожность, однажды я потерял бдительность. В ту неделю у меня было очень много работы, к тому же разродились сразу несколько самок хвостоколов редких пород. Перед приездом радостного шефа, который хотел увидеть мальков, я решил на скорую руку почистить стекла в аквариумах. Делал я это с помощью губки, которую просто держал в руке. В одном из аквариумов были недельные мальки жемчужного хвостокола. Старшего товарища я к ним не подселил – в этот раз не было подходящих кандидатов. Поэтому мальки были очень пугливыми и плохо кушали.
Я стал резко водить губкой по заднему стеклу аквариума, и в итоге слишком близко приблизился к малышам. Один из них от испуга ударил меня шипом в палец. Из первой части статьи вы знаете, что на второй день жизни малёк хвостокола имеет в своём распоряжении полностью сформировавшийся шип. Теперь вам пора узнать, что ядовитые железы так же абсолютно функциональны к этому времени. К сожалению, мне пришлось это выяснить опытным путём.
Шип при ударе вонзился не глубоко и остался целым и невредимым на хвосте малька, только без тонкого слоя кожи вместе с ядовитыми железами. А вот мой палец выглядел не очень – открытая кровоточащая рана и дикая боль. К слову, я кое-что знаю о боли. За своё активное детство и бурную молодость я получил немало травм различной степени тяжести, в том числе три раза ломал нос. Всё это оказалось просто детским смехом, по сравнению с тем, что мне пришлось пережить после удара малька ската. Боль и не собиралась утихать, она оставалась на максимальном уровне в течение двух часов - без каких-либо пульсаций и времени на передышку. Палец опух, кожа вокруг раны побелела, рука онемела, а лимфатические сосуды и узлы всей руки превратились в осязаемые твердые комки. Давление я, естественно, не мерил, но наверняка оно упало, так как появилась слабость.
Боль была настолько сильной, что после часа этого жесткого психологического воздействия начали приходить в голову мысли о суициде. Идеи отрубить руку и всё что угодно – лишь бы остановить эту боль. К счастью, я смог вытерпеть все страдания, без радикальных мер, и весь в слезах и слюнях отправился бороздить просторы интернета в поисках информации, когда боль немного отпустила. К моему стыду, я тогда ничего не знал о яде хвостоколов – хоть и работал на целой ферме по их разведению. Меня очень беспокоили вопросы систематики пресноводных скатов (там и по сей день чёрт ногу сломит) и я часами залипал в поисках новой информации о родах и видах. А вот о яде и способах его нейтрализации я даже и не думал гуглить, наивно полагаясь на свою осторожность.
После попадания яда хвостокола в мой организм я сразу же подумал о его возможном негативном взаимодействии с лекарственными средствами, и поэтому не стал пить даже элементарное обезболивающее – вдруг это бы вызвало ещё более печальные последствия. Как выяснилось позже – зря, так как мог безопасно облегчить свои страдания. Интернет рассказал, что обезболивающие использовать можно и нужно, но первым делом необходимо выпить противоаллергический препарат, такой как супрастин. А затем немедленно вызвать скорую. Если удар шипа пришёлся на тело или голову, либо в ране торчит глубоко проникший шип, если пострадал ребенок или пожилой человек - госпитализация обязательна.
При не глубоком уколе шипа в руку или ногу взрослого человека, когда в ране не остаётся самого шипа или его частей - яд можно обезвредить самостоятельно. Главные токсичные компоненты яда - белки, а значит можно их денатурировать. Яркий пример денатурации белка - вареное яйцо. Жидкие белки под воздействием температуры теряют свою структуру и становятся твердыми. То же может произойти и с токсинами -они потеряют свои свойства от воздействия высокой температуры. Так что же это - придется сварить ногу или руку? Нет, конечно, достаточно просто горячей воды из под крана, которую может терпеть конечность. Главное - длительность воздействия. Необходимо не менее 30 минут простоять у раковины, чтобы уменьшить воздействие яда. Уверяю вас, если вас постигнет несчастье быть ужаленным хвостоколом в руку, то всякое желание убрать конечность из под струи горячей воды у вас мгновенно улетучится. Ведь пока рука в горячей воде - боль стихает. Стоит её вынуть - ужас вернется снова. Поэтому - чем дольше, тем лучше. Однако, не стоит забывать об обязательном применении антиаллергического препарата.
Если вы находитесь далеко от цивилизации, и ни скорой помощи, ни горячей воды не предвидится, то срочно обыщите свой рюкзак в поисках кислоты. Да, да, вы не ошиблись - слово "кислота" вызывает у нас ассоциации с химической лабораторией, но стоит к нему добавить "лимонная", как мы немедленно переносимся из лаборатории на домашнюю кухню. Лимонная, уксусная, яблочная - любая из этих кислот может облегчить страдания. Тоже касается свежевыжатого лайма и лимона. Кислоту нужно разбавить в ёмкости с водой до слабого раствора и опустить туда рану. Будет больно, но не так долго и нестерпимо как могло бы быть. Всё это, естественно, крайний случай.
Теория сбрасывания шипов
Тот кто содержал пресноводных хвостоколов в аквариуме наверняка заметил, что периодически скаты сбрасывают шип без какой либо причины - словно линяют. Казалось бы, шипы меняются по мере роста - тело увеличивается, старый шип становится мал, поэтому меняется на более крупный, согласно пропорциям к телу. Вот только я думаю, что дело тут вовсе не в размере, ведь и взрослые пресноводные скаты сбрасывают шип. Да и что мешает старому шипу немного подрасти?
В течение жизни скаты задевают различные препятствия, либо используют шип по назначению и кожа с шипа обдирается. Вместе с кожей теряются ядовитые железы, что делает оружие ската менее функциональным. Скорее всего, ядовитые железы не восстанавливаются, они могут вырасти лишь с новым шипом, поэтому приходится сбрасывать старый. Такой вывод я сделал на основании наблюдения за пресноводными южноамериканскими скатами. Они же, как уже упоминалось выше, являются обладателями самого токсичного яда среди хвостоколов, а значит токсин часто выручает их в естественных условиях и должен быть всегда наготове.
У содержавшихся мною морских хвостоколов я не встречал случаев самостоятельного сбрасывания шипа. Только после полной утраты старого шипа довольно быстро вырастает новый. У крупных морских хвостоколов шип практически не покрыт кожей - она обдирается со временем, а так как шип не линяет, он растёт и остаётся голым до тех пор, пока не будет использован по назначению. С другой стороны - при достижении длины шипа более 15 см яд уже не пригодится, так как обидчик будет смертельно ранен самим шипом, словно копьём.
Почему скаты нападают на людей, и как себя вести при встрече с опасным морским обитателем? Об этом в заключительной, третьей части моей статьи о скатах хвостоколах.