Найти тему

Как все начиналось

Я закончил среднюю школу в 1981 году. Сейчас то время часто именуют временем застоя. Да, родился я и закончил школу во времена брежневского правления – вот так сложилось. Умер он уже, когда я был на втором курсе института.

Сразу поясню, что все это со мной происходило не в Москве – родился и вырос я в областном центре на севере Казахстана и сейчас это уже, к сожалению, другая страна. Детство было, как и у миллионов моих советских сверстников – детсад, школа. Октябренок, пионер, пионерский лагерь, потом комсомолец. Интересно, нынешнему молодому поколению, что представляется, когда они слышат эти слова?

Школа была обычная, но вот класс был с углубленным изучением физики и народ в него, начиная с 8-го, собрали получше, в том числе и из других школ города. Напомню, что тогда еще была десятилетка, а не 11 классов как сейчас. Сказать, что мы были какие-то вундеркинды, конечно, было нельзя, но средний интеллектуальный уровень класса по сравнению с другими был, без сомнения, повыше, чем в параллельных.

В выпускном 10 классе меня и моих друзей уже волновали вопросы дальнейшей учебы. ЕГЭ в те времена, как вы понимаете, и в проекте не существовало, тогда у нас были выпускные экзамены в школе и, соответственно, вступительные в институт.

Не знаю как сейчас, но в мои школьные годы имела место такая тема как заочные подготовительные курсы. Объясню, как это выглядело. Ты выбирал институт, обычно достаточно крупный, и отправлял туда заявку на эти курсы. Платил почтовым переводом туда какие-то деньги, уж не помню сколько, но немного, и после этого тебе по почте приходили задания по предметам, по которым предстояло сдавать вступительные экзамены. Ты их выполнял и таким же письмом отправлял свои ответы обратно. И с новыми заданиями тебе приходили эти ответы уже проверенные и с оценками. Почта в СССР работала, надо сказать, прилично и вся эта система была вполне себе жизнеспособна. Вряд ли что то подобное существует сейчас, хотя кто знает. Об Интернете тогда и думать не могли, так что решать задачи приходилось самому, напрягать с ними друзей и учителей в школе и почитывать журнал Квант, где была рубрика с подобными задачами. Вот такая была у меня система подготовки, неплохая надо сказать, особенно, если учесть, что жил я в 2 000 км от ВУЗа, в который хотел поступать.

А поступать я хотел в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Откуда возник такой выбор? Да бог его знает. Тут полно по жизни взрослых людей, которые не знают, чем они хотят профессионально заниматься, а тут десятиклассник, по сути, ребенок. У подростков ведь как бывает – вот друг захотел туда, ну и я с ним за компанию, куда-то родители посоветовали или пристроили. А у меня было немного по-другому. В школьные годы у меня было четыре достаточно длинных железнодорожных путешествия. Реально где-то дней от 4 до 6. Ну и как-то на фоне этих путейских впечатлений и возник интерес к железнодорожному транспорту. Ничего конкретного, просто тянуло к этому миру, было жутко интересно и любопытно. Причем не было увлечения какой-то конкретной жд специальностью, просто привлекал этот мир вокзалов, поездов и локомотивов. Ну и всегда увлекался географией, а она с железкой всегда связана. Вот так звезды и сошлись. Почему-то родители, а они оба были геологи, отнеслись с пониманием к моему выбору и никаких препятствий не чинили и только поддерживали. Помню, отец в классе 5-6 накануне очередного большого выезда купил мне атлас железных дорог СССР и он был зачитан буквально до дыр.

Учился в школе я достаточно хорошо – до 7 класса был отличником, потом были 1-2 четверки. В итоге в моем аттестате были одни пятерки и всего две четверки - по русскому языку и биологии. Средняя оценка была 5 и это было важно в те года, но об этом в следующей главе.