Найти тему
Ruki

Репортаж: Как собирают электровелосипеды в Китае

РУКИ продолжают исследовать фабрики на юге Китая. Во втором выпуске рассказываем, как собирают самокаты и складные электровелосипеды в мировой столице электроники Шэньчжэне.

Прорывные технологии на первом этапе часто воспринимают как игрушку, писал генеральный партнер Andreessen Horowitz Крис Диксон еще в 2010 году. Самокаты долгое время оставались развлечением для детей, но в последние годы их все чаще воспринимают как альтернативу традиционному городскому транспорту. Особенно после распространения моделей на электротяге и появления городских шеринговых сервисов.

-2

Электровелосипеды тоже никто не воспринимал всерьез, пока их продажи в некоторых странах за год не выросли на 25-40%. Так, в Нидерландах в 2018 году было продано больше устройств с электрическим приводом, чем традиционных моделей (гоночные и детские велосипеды при этом не учитывали).

В крупных городах США, Европы, России и Китая появились сервисы аренды двухколесного транспорта, так что самокаты и велосипеды стали еще более доступными.

Стартапы, которые осваивали новую нишу, быстро получили статус единорогов. Американские компании Bird и Lime достигли оценки в $1 млрд каждая в 2018 году, хотя существовали к тому моменту всего несколько месяцев.

-3

Оба предприятия заказывают самокаты в Китае. Один из крупнейших поставщиков — компания Ninebot, которая, по некоторым оценкам, выпускает 80% всех электросамокатов в мире, а также до сих пор производит сегвеи.

Однако заказы выполняют не только крупные компании-посредники, такие как Ninebot, но и небольшие стартапы, причем с каждым годом их количество растет.

Название компании произошло от соединени слов cosy (уютный, комфортный) и wheel (колесо).
Название компании произошло от соединени слов cosy (уютный, комфортный) и wheel (колесо).

Один из таких примеров — компания Coswheel, которая начала разрабатывать двухколесный транспорт в 2014 году. Как и многие другие китайские производители, стартап применял метод shanzhai (山寨). Инженеры купили уже представленную на рынке модель складного электровелосипеда, выпущенную конкурентами. Ее разобрали на части, а потом воссоздали точную копию. В последующем функционал дополнили, а дизайн доработали.  

-5

Фабрика Coswheel базируется в Шэньчжэне — мировой столице производства электроники. Здесь расположены тысячи hardware-предприятий, а также крупнейший рынок электронных компонентов и гаджетов Хуацянбэй.

-6

Coswheel занимает первый этаж корпуса в одном из технопарков Шэньчжэня. Территория поделена на три части. В первой располагаются офисы, во второй — сборочный цех, а в третьей — склад. Общая площадь фабрики составляет около 1400 кв. м.

-7

Команда у Coswheel небольшая — всего 53 человека. Из них 35 работает на фабрике, а 18 — в офисе. Сотрудники заняты пять дней в неделю, их рабочий день длится с 9:00 до 18:00. Общежития у компании нет, так что большинство рабочих снимает квартиры неподалеку.

-8

Coswheel производит только электросамокаты и электровелосипеды, но линейку товаров постоянно расширяют — каждый год компания выпускает 2-3 новых модели.

В основном транспортные средства поставляют в Китай и страны Юго-Восточной Азии — преимущественно во Вьетнам и Таиланд. Велосипеды с электроприводом также пользуются спросом во Франции и Нидерландах.

-9

При заказе партии от 200 штук самокаты и велосипеды можно брендировать. Экипировку шэньчжэньская компания не производит, поэтому шлемы, инструменты и противоугонные замки закупают у сторонних поставщиков.

Брендированные аксессуары, выпущенные для Coswheel.
Брендированные аксессуары, выпущенные для Coswheel.

По словам представителей Coswheel, в Европе наибольшей популярностью пользуется складной смарт-велосипед A-ONE, представленный еще в 2016 году.

Изначально стартап планировал привлечь деньги на его запуск на платформе Kickstarter, но в июне 2016 кампанию свернули. Coswheel удалось собрать только $72,7 тыс. из заявленных $100 тыс. Тогда продукт в базовой комплектации предлагали за $729.

Миниатюрные колеса упрощают транспортировку велосипеда в сложенном виде.
Миниатюрные колеса упрощают транспортировку велосипеда в сложенном виде.

Сейчас в линейку A-ONE входит четыре модели: A-ONE, A-ONE X, A-ONE PRO и A-ONE X PRO. Купить их можно по цене от $459 до $539.

-12

Все складные велосипеды выполнены из алюминиевого сплава по одному дизайну. Расцветки всего две — серый космос и серебряный. Отличаются модели только диаметром колес, массой и запасом хода. Скорость у всех одинаковая — 35 км/ч.

-13

В сложенном виде устройство удобно перевозить в транспорте или автомобиле, а раскладывается велосипед всего за 2-3 секунды.

Coswheel также выпускает линейку FTN, в которую входит девять модификаций электровелосипедов.

-14

Помимо этого, компания собирает электросамокаты, но пока доступна только одна модель.

Цена зависит от комплектации и типа аккумулятора. Обычно устройств�� с литий-ионными батареями от китайских производителей стоят дешевле, чем товары с аккумуляторами от Samsung.

-15

В последние годы компания стала оснащать устройства небольшими дисплеями, на которых отображаются скорость, уровень заряда и температура батареи. Также Coswheel разработала приложение для управления самокатами и велосипедами по Bluetooth. С его помощью можно настраивать интенсивность фонарей, устанавливать ограничения скорости и составлять маршруты.

-16

Как пояснили в Coswheel, производственный процесс делится на пять этапов. Комплектующие привозят на фабрику, после чего несколько сотрудников проводят оценку деталей. Затем компоненты распределяют по сортировочным лентам. Обычно этим занимается не больше 10 человек.

-17

Параллельно с этим столько же рабочих собирает мелкие комплектующие. Одни закручивают винты, другие паяют, третьи монтируют светодиоды.После этого мелкие компоненты подсоединяют к крупным деталям.

-18

Следующий этап — установка электроники и финальная сборка. На этой стадии прикрепляют колеса, рулевые детали, сиденья и элементы складного механизма.

-19

Затем рабочие проводят оценку качества. Сначала проверяют надежность крепежей, ищут внешние дефекты, а также тестируют базовый функционал — работу тормозов, дисплеев и фонарей.

-20

Также велосипед складывают и раскладывают. На финальном этапе его обкатывают — чтобы испытать продукт, проверяющий делает 1-3 круга по цеху.Только после этого устройство упаковывают, на коробку приклеивают маркировку, а товар отправляют на склад. Через несколько недель велосипеды и самокаты доставят заказчику.

-21