Когда давным-давно казалось, что истории о пиратах под черным флагом прошли, сомалийские пираты ворвались на передний план газет всего мира.
# 1. А начиналось все с защиты интересов простого населения
Это началось совершенно безобидно - с момента распада сомалийского правительства в 1991 году. Именно тогда рыбаки из соседних стран заявили, что Сомали стала «ничейной землей» и все соседи стали там промышлять. «Враждебная» рыбалка привела к тому, что сомалийские рыбаки буквально теряли рыбу. Более того, чужестранцы даже зашли так далеко, что застрелили сомалийцев, которые хотели использовать свой собственный промысел. Это привело к восстанию.
Готовые на все рыбаки начали похищать иностранные лодки, чтобы освобождать их после получения выкупа. Чужестранцы платили, зная, что они незаконно находятся в Сомали. И они продолжали платить, даже когда требуемые суммы значительно возросли. Аппетит еще больше вырос, когда выяснилось, что похищение людей является действительно хорошим бизнесом. Сомалийцы больше не сомневались в том, что для них было выгоднее. Рыбалка или пиратство.
* Проблема заключалась не только в иностранных рыболовных судах, но и в массовом захоронении отходов, в том числе радиоактивных отходов, которые загрязняли сомалийские воды и побережья, что стало серьезной угрозой здоровью и жизни жителей прибрежных деревень.
# 2. Для обычных рыбаков все не так радужно
Если кто-то думал, что промысел рыболовных судов в водах вокруг Сомали закончилось с началом пиратов, он ошибается. Когда большие корабли начали плавать с вооруженной защитой, было проблематично атаковать их. Вот почему пираты позаботились о ... защите иностранных рыбацких лодок, которые кормятся в Сомали. В обмен на щедрую зарплату они обеспечивают спокойствие рыбакам, в основном из Ирана, Таиланда и Южной Кореи.
Очевидно, что местные рыбаки не оказывали поддержку пиратам. Теперь они сами боятся пиратов, которые не пускают их в ценные промыслы, делая их доступными для щедрых иностранцев.
# 3. Чем больше корабль, тем больше выкуп
Количество угонов с целью выкупа в водах вокруг Сомали резко сократилось в 2012 году, когда судовладельцы решили начать реагировать на огонь враждебными действиями. Еще одно крупное нападение произошло в 2017 году, когда пираты ворвались в танкер, требуя выкуп в обмен на освобождение его команды ... но вскоре после этого они покинули корабль совершенно ни с чем. Секрет успешных переговоров? Влиятельный владелец. Как только судно было сдано в эксплуатацию одному из крупнейших сомалийских бизнесменов, условия игры изменились. Правительство быстро нашло средства и мотивацию для решения проблемы.
# 4. Кто зарабатывает на похищении кораблей?
Как и в любом бизнесе, те, кто работает на производстве, и те, кто снимает сливки, — это две совершенно разные группы. Нет различий и в случае с сомалийскими пиратами, которые, хотя они на самом деле много зарабатывают, по-прежнему ничто по сравнению с инвесторами.
Пример, с 2010 года, пираты получили 148 миллионов долларов в качестве выкупа, а судовладельцы заплатили 1,85 миллиарда долларов за дополнительное страхование от похищения и еще 1,4 миллиарда долларов за оборудование для обеспечения безопасности. Статистика показывает, что только 0,2% всех транспортных судов могут похитить с целью получения выкупа.
# 5. Пиратская биржа
Каждый угон корабля требует участия двух групп. Первая - «бездорожье» - плывет в поисках корабля, а когда она выбирает цель, подкрадывается к нему под покровом ночи, пытаясь терроризировать экипаж и взять его под контроль. Если высадка прошла успешно, корабль тянется к побережью Сомали, где он попадает под «опеку» другой группы. Ее работа - ухаживать за моряками и вести переговоры с судовладельцем. Переговоры, как правило, затягиваются, и экипаж нужно кормить, что стоит денег. Именно поэтому была создана «пиратская биржа», где инвесторы покупают акции по факту похищения. Они финансируют поездки (иногда деньги, иногда вооруженные), рассчитывая взамен на большую долю прибыли.
# 6. Ошибки, которые могут дорого стоять
Темнота благоприятствует пиратам, позволяя подкрадываться к выбранному кораблю, не привлекая внимания. Однако это может быть ошибкой, потому что многие корабли выглядят очень похоже под покровом ночи. И если немного не повезет, может случиться так, что атакованный корабль ответит огнем на первые предупредительные выстрелы. И во много раз сильнее. Было по крайней мере несколько десятков случаев, когда пираты ошибочно атаковали военные корабли. Для них это никогда не заканчивалось хорошо - и если бы их арестовали, они могли бы говорить о действительно большой удаче.
# 7. Жизнь пирата
На похищениях судов пираты зарабатывают очень много, а это значит, что у них больше денег, чем у абсолютного большинства сомалийского общества. Заработанные деньги, однако, «спускаются» очень быстро - на вечеринки, алкоголь, женщин и наркотики. Они тратят огромные суммы денег, очень быстро снова становясь без гроша. Сбережения? Это не вариант. Обязанность пирата - показать себя в крутой тачке. Обычно это Toyota Land Cruiser, который, однако ... не может быть отремонтирован. От этого пострадала бы честь.
Поэтому, когда дело доходит даже до самого маленького ущерба - разбитого окна или единственной царапины - пират из Сомали буквально выбрасывает автомобиль, вместо этого покупая новый. При ремонте первого автомобиля пират ставит под угрозу репутацию своих и «коллег-профессионалов», которыми в стране все еще очень восхищаются.