Iceberg
Орхус, Дания
CEBRA
Лидирующая роль в проекте Iceberg, над которым работают несколько архитектурных команд, принадлежит фирме Cebra из Орхуса. Концептуальные и реализованные проекты этой команды регулярно выигрывают конкурсы благодаря смелым экспериментам и высокому качеству исполнения.
Архитекторы разделили
крыши зданий
на «вершины» и «долины»
Жилой квартал Iceberg в датском городе Орхус расположен на территории бывшего порта у самой кромки моря. Город славится своей малоэтажной застройкой и деревянными домами со скатными кровлями. Архитекторы постарались в новостройке не изменять традициям. Структура жилого комплекса напрямую связана с его положением: из окон открывается вид на залив. Первоначальная идея — построить четыре прямоугольных жилых блока — была отброшена. Архитекторы спроектировали комплекс из четырех L-образных корпусов со сложной геометрией. Во-первых, удалось сделать проходы между домами прямо к воде. Во-вторых, в квартирах оптимальные условия освещённости. В-третьих, из каждого окна открывается вид на залив. В ходе работы архитекторы разделили крыши зданий на «вершины» и «долины»: благодаря этому даже из самых дальних корпусов можно увидеть тёмное Северное море, а для всего города новый комплекс представляется то ли сказочной горой, то ли парусами кораблей, то ли группой традиционных амбаров. Этот жилой комплекс — один из первых шагов по трансформации бывшей промышленной территории в полноценную часть города: общая площадь застройки района составляет 800 000 м², сейчас это один из крупнейших девелоперских проектов в Европе.
Domino Sugar Factory
Нью-Йорк
SHOP ARCHITECTS
Это крупное архитектурное бюро из Нью-Йорка специализируется на редевелопменте городских территорий. Команда разработала сценарий развития территории Domino и спроектировала несколько зданий, стремясь сохранить индустриальный дух места.
11-метровые резервуары для сиропа
отделяют зону активного отдыха
Сахарная фабрика Domino, построенная в 1882 году, долгое время была одной из крупнейших в мире. Комплекс производственных зданий в Северном Бруклине, на берегу Ист-Ривер, проработал почти полтора века. Производство было остановлено только в 2004 году, после чего нескольким кирпичным корпусам был присвоен статус памятников архитектуры. В 2014 году начался масштабный редевелопмент территории: фабричные корпуса, не имеющие охранного статуса, были снесены, на их месте появился современный квартал, а также парк Domino — общественное пространство, позволяющее горожанам выйти к набережной. Одним из первых зданий на территории стал 16‑этажный жилой блок Kent 325 с отверстием посередине. Здесь будет располагаться доступное арендное жилье и торговые помещения, а на крыше устроены смотровые площадки, с которых открываются виды на Ист-Ривер, Вильямсбургский мост и Манхэттен. Фасады здания имеют эффектную отделку: цоколь облицован медными панелями, а верхние этажи — цинковыми. Граница материалов проходит по основанию отверстия, в котором располагается общественный сад: своеобразный внутренний двор, поднятый над землёй на четыре этажа.
The Tervahovi Silos
Оулу, Финдляндия
PAVE ARCHITECTS
Архитектурная компания, которая занимается проектами в Хельсинки и Оулу, названа по имени основателя, Паве Микконена. У бюро обширный опыт работы с многоквартирным и частным жильём.
Для сохранения аутентичности
бетонные поверхности не обрабатывали
Промышленные и даже сельскохозяйственные здания, которые перестали выполнять свои функции, можно найти не только в крупных мегаполисах. В небольшом финском городе Оулу в 2014 году в многоквартирный дом были переоборудованы силосные башни. Зернохранилище середины XX века всегда было знаковым объектом для этой части города, поэтому сносить его не хотелось, но и нужды в нём в новом веке уже не было. За дело взялись архитекторы, которые стремились максимально сохранить силуэт и общий характер здания. Но конечно, большую часть внутренностей уничтожили — они были не нужны и находились в очень плохом состоянии. Архитекторы не рискнули делать квартиры с круглыми стенами — в выступающих частях фасада расположились балконы, а в комнатах все стены обычные, плоские. Важной частью интерьеров стали открытые бетонные поверхности, напоминающие о промышленном прошлом здания. На крыше дома располагается открытая для всех финская сауна и терраса для прогулок.
Bosco Verticale
Милан, Италия
СТЕФАНО БОЕРИ
Миланский архитектор и градостроитель. В 1993 году основал собственное агентство городских исследований, в 1999-м — архитектурное бюро Stefano Boeri Architetti. С 2004 по 2007 год был главным редактором легендарного итальянского журнала Domus. Выступал преподавателем института Strelka и экспертом инновационного центра «Сколково».
Когда‑то здесь были
железнодорожные пути
и склады вокзала Гарибальди
Неподалёку от центра Милана, в районе Порта-Нуова, уже почти 20 лет идёт реконструкция. Когда‑то здесь были железнодорожные пути и склады вокзала Гарибальди, но постепенно нужда в них отпала. Для динамичного и компактного Милана, экономической столицы Италии, любая пустующая территория — большая головная боль. В 2001 году крупная девелоперская компания Hines из США начала работать над преобразованием Порта—Нуова, а заодно и соседних районов Варесина и Исола, задумав объединить их одним «зелёным лучом». Он должен протянуться от центральной городской площади Дуомо, на которой находится знаменитый собор, до окраины Милана, а в центре окажется большой парк, который занимает часть бывшей территории железнодорожных складов. Другие части занимают жилые и деловые здания. Среди них уже ставшие символом всего проекта башни Bosco Verticale — «вертикальный лес», завершённые в 2014 году. Два многоквартирных небоскрёба высотой 110 и 76 метров, на каждом балконе которых растут деревья и кустарники, всего около 6 тысяч растений.
Милан, промышленное сердце Италии, всегда стыдился качества своего воздуха, но теперь — другое дело. Башни, построенные по проекту архитектора Стефано Боери (он даже баллотировался в мэры города) выглядят гигантским обитаемым кондиционером, его «зелёные легкие» очищают столько же воздуха, сколько и один гектар леса. Разнообразные растения не только поглощают углекислый газ и производят кислород, но и задерживают пыль, поддерживают влажность воздуха, защищают жителей квартир от шума, ветра и лишнего солнца. Площадь квартир в башнях варьируется от 80 до 600 м2, и они, конечно, стоят недёшево — но ведь можно хвастаться тем, что живёшь в новом символе города! Впрочем, Стефано Боери уверен, что «вертикальные леса» будут с интересом приняты и в других странах, где хотели бы обменять своё промышленное прошлое на зелёное будущее. Например, архитектор ведёт переговоры с Китаем о строительстве уже не двух, а сотен подобных башен.
Жилой комплекс Wagnisart
Мюнхен, Германия
BOGEVISCHS BUERO
Проект выполнен несколькими небольшими архитектурными командами. Лидером этой коллаборации выступила компания bogevischs buero, основанная в 1996 году архитекторами Ритцем Ритцером и Райнером Хоффманом: они твёрдо убеждены, что каждый проект должен строиться на диалоге архитекторов и будущих пользователей, а форма здания — подчиняться функциональным задачам.
Небольшой комплекс включает 138 квартир, примерно столько же,
сколько в одной советской пятиэтажке
Жилой комплекс WagnisART появился на месте военного городка в Мюнхене — раньше здесь располагались казармы, которые затем превратились в колонию художников. Проект, завершённый в 2016 году, хорошо известен в Германии как пример взаимодействия архитекторов и будущих резидентов: жители участвовали в обсуждениях и влияли на зонирование территории. Сейчас внутри комплекса действует активный местный комитет, который сложился уже на стадии строительства. Небольшой комплекс включает 138 квартир, примерно столько же, сколько в одной советской пятиэтажке. Но здесь с идеей близости людей и их взаимодействия удалось обойтись лучше. Она заложена в самой архитектуре: пять жилых блоков расположены вокруг внутреннего двора сложной формы. В этот сквозной двор могут попасть не только жители комплекса, но и другие горожане. Жилые корпуса соединяются между собой надземными переходами, которые образуют зону, доступную только жителям. Крыши пятиэтажных корпусов служат дополнительными площадками для общественной жизни: на двух из пяти располагаются открытые сады.
Le Monolithe
Лион, Франция
MVRDV
Легендарное архитектурное бюро из Голландии, которое в 1991 году основали три архитектора и урбаниста: Винни Маас, Якоб ван Рейс и Натали де Врис. Мастерская славится своим исследовательским подходом к проектированию, позволяющим найти остроумные и новаторские решения. Бюро разработало концепцию здания-квартала в Лионе, а затем спроектировало одну из пяти его частей.
Это долгосрочный проект
по созданию современного Лиона
Лион часто называют самым привлекательным для жизни городом Франции, но своё положение в стране — второго экономического центра после Парижа — он бы не занял, конечно, без крупной промышленности. Сегодня, однако, для города важнее другой бизнес — не грузовики «Рено», а создатели игры Need for Speed компания Eden Games. Поэтому, как и многие другие европейские города, Лион вынужден переосмыслять свои промышленные территории. Протяжённый полуостров площадью в 150 гектаров в самом центре города, в месте слияния Роны и Соны, долгие годы был занят фабриками и речным портом. Сейчас полуостров возвращают городу. Территория застраивается постепенно. В южной оконечности полуострова в 2010 году появился энергоэффективный суперблок Le Monolithe, занимающий целый квартал. Энергоэффективность в данном случае — не только модный термин, здание действительно может удовлетворить 80 % своих нужд за счёт возобновляемых источников энергии.
А вот суперблок — этим новым словом пришлось назвать придуманную архитекторами игру в тетрис. «Монолит» на самом деле — набор из нескольких зданий, стоящих вплотную друг к другу. Каждое проектировалось разными бюро: Manuelle Gautrand, Pierre Gautier, ECDM, Erik van Egeraat и MVRDV. У каждой части своя функция, но архитекторам удалось собрать все части воедино, и здание работает как структура, в которой каждая единица играет важную роль в жизни целого.
Здесь есть социальное жильё, апартаменты в аренду, специальное жильё для людей с ограниченными возможностями, офисы, торговые галереи. При этом функции не делятся по секциям, а переплетаются внутри зданий. А вот снаружи каждая часть имеет собственный характер, особую отделку фасада. Отдельную ценность представляет внутренний двор — небольшая площадь внутри квартала, над которой работали архитекторы из бюро West 8.
Текст:
Александр Острогорский
Полина Патимова
Обложка:
Mikel Frost / Cebra
Источник:
ПИК Медиа