Я как патриот Нижнего Новгорода, не понаслышке знающий его научную среду, считаю, что статус науки у нас очень высокий, особенно в физических и математических дисциплинах. Не могу этого сказать про гуманитарные науки, в частности экономическую - здесь школ международного уровня не сложилось, но что касается естественных наук, то у нас есть и блестящие физики, и блестящие химики. И госпремия, которую недавно получил замруководителя ИПФ РАН Ефим Хазанов, для нижегородских ученых не первое признание на самом высоком уровне.
Скажем, творческий вклад Ростислава Алексеева в судостроение признан во всем мире. И в других областях можно смело назвать десяток ученых мирового класса.
Кстати, вместе с нынешним президентом Российской Академии наук Александром Сергеевым Государственную премию получила и моя сестра, Наталья Дорофеевна Гладкова. Они участвовали в очень ценных разработках с мировым резонансом.
Я знаю, что и ныне покойный заместитель директора ИПФ РАН Яков Израилевич Ханин был одним из разработчиков оптической лазерной физики, и его вклад в науку сопоставим с вкладом получивших Нобелевскую премию (А.Басов и Н.Прохоров,1964). Его классические учебники переведены на основные языки, его мировое признание было бесспорным.
У нас есть ИПФ РАН, НИРФИ, Институт химии РАН, Нижегородский Государственный Университет им Лобачевского.
Самое главное – наличие научной школы, которая создает предпосылки для роста будущих поколений ученых. Моя сестра сейчас, например, участвует в некоторых мега-проектах Нижегородского медицинского университета и Российского Научного Фонда общей стоимостью порядка полумиллиарда рублей. Сама структура этих проектов предусматривает, что в состав творческого коллектива входит и возглавляет его ученый мирового класса, отечественные профессора, доктора наук , а также аспиранты, магистранты, талантливые студенты. Работает модель преемственности.
Поэтому наши научные достижения принадлежат не только прошлому. Хотя, конечно, много наших специалистов работает за рубежом – на коллайдере, в Калифорнии, - целая группа ученых вписана в мировой класс.
Поэтому да, и Горький в свое время, и Нижний Новгород ныне – это мировой научный центр. Поэтому присуждение таких наград нашим ученым вполне закономерно. На самом деле достойных достижений гораздо больше. Просто процедура признания всегда весьма громоздкая и бюрократическая – это и конкурсный отбор, и соперничество разных научных школ. Что-то изобрести проще, чем получить признание.
Перспективы в науке у Нижнего сохраняются, поскольку по-прежнему работают элитные факультеты и в Университете Лобачевского, и в исследовательских центрах. Большое количество известнейших ученых работает над проблемами атомной промышленности. И наш Саров – такой же центр мировой науки, как и Лос-Аламос.
Василий Козлов