Сравнительно резонов возникновения нерешительности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое примитивное объяснение следует из теории "обучения на моделях" Альберта Бандуры. В соответствии с данной теорией, новые репертуары навыков враждебного , уверенного или нерешительного поведения появляется как итог подражания - копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность замечать вокруг себя.
В результате уверенная, враждебная или нерешительная в себе личность возникает подобно некоему "слепку" примеров поведения, преобладающих в мире , охватывающим ребенка. Вторым , не менее популярным объяснением нерешительности можно считать теорию "выученной беспомощности" Мартина Селигмана. Он предположил, что на развитие личности ребенка воздействуют не только лишь "модели", служащие для подражания , но и реакция родителей, и обширнее - всей окружающей общественной среды - на то или иное поведение ребенка. Данная обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку сопоставить различные стереотипы общественного поведения с разными реакциями социальной среды. Характер отношения между примерами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) обусловливает положительное , здоровое, или нарушенное формирование ребенка. Во втором случае может появиться так нарекаемая "выдрессированная беспомощность". Селигман определяет беспомощность как состояние, завязывающееся в ситуации, когда внешние события от нас не зависят и мы ничего не можем произвести , чтобы их предотвратить или модифицировать . Ощущение беспомощности появляется тогда, когда внешние события пртекают совершенно независимо от наших произвольных поступков (непредвзятые ситуации беспомощности), или же если нам кажется, что они проходят независимо от нас (индивидуальные условия). В следствии сопряжения во времени активных произвольных действий и неконтролируемых результатов зарождается печальный итог - теряется мотивация к любым действиям, предполагающим изменения во внешней среде. Стало быть , выученная беспомощность появляется тогда, когда ребенок либо вообще не получает никакого ответа на свои поступки (ситуация, например, детского дома, где чуткость воспитателей распределена на большое количество детей); либо получает однообразную негативную ("все равно накажут") или однообразную позитивную ("маменькин сынок") обратную связь. Далее, еще одним объяснением нерешительности может быть отсутствие или нехватка веры в результативность собственных поступков . Низкая само-эффективность появляется в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей и преподавателей , которые в последствие трансформируются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей. Настоящие негативные самооценки блокируют, с одной стороны, социальную инициативу, а с другой стороны - порождают негативные (неприятные) эмоции. Из приведенных объяснений причин неуверенности, никак не следует, что уверенность в себе заложена, так сказать, от рождения. Ребенок появляется на свет с отдельными задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Данные задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, однако не определяют прямо и непосредственно развития уровня уверенности в себе. На начальном этапе социализации в формировании уверенности играют свою роль масса факторов, но в первую очередь - разнообразие возможностей приобретения (подражания , обучения) новым социальным навыкам и разнообразие адекватной и непосредственной реакции на данные навыки социального окружения. В встречном случае имеет место "негативный" вариант - формирование неуверенности. Общественная среда, в которой рождается будущий неуверенный в себе человек крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и копированию, весьма ограничен. Социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и в основном негативны. Достижения и успехи в изучении этой средой не очевидны, отрицаются или подвергаются критике. Негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха. Негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений. В результате неуверенный человек меньшего достигает в жизни, сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, эти переживания в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и его близких.