Найти в Дзене
Cheremushki

Нефотогеничная Лиза. Как портретисты изображали красавицу-императрицу.

Проблемы с аватаркой не обошли стороной самых прекрасных из императриц, и уходят корнями много глубже, чем нам кажется.)

В наши дни, в любой придорожной цирюльне императрице Елизавете Петровне объяснили б на двух пальцах за три минуты , что с ее формой лица а-ля тыковка ни в коем случае нельзя носить однотонные прически, и уж тем более зачесывать волосы назад, и определенно лучший выбор для нее - ассиметричная стрижка с профилированной челкой,) диетологи и фитнес-тренеры влет расписали бы царь-девице образ жизни покалорийно, а феминистки поведали б про бодипозитив. Но...

...Елизавета и без всей этой суеты была, конечно, всех милее, всех прекрасней и белее, то бишь первой красавицей на Руси. Вот лишь пара свидетельств заграничных посланцев:

«Принцесса Елизавета такая красавица, каких я редко видел. У нее удивительный цвет лица, прекрасные глаза, превосходная шея и несравненный стан. Она высокого роста, чрезвычайно жива, хорошо танцует и ездит верхом без малейшего страха. Она не лишена ума, грациозна и очень кокетлива».
«…белокура, красива лицом и во всех отношениях весьма пленительна и мила… Она имеет весьма изящные манеры, живой характер… постоянно весела и в хорошем настроении духа»

И уж если сама Екатерина Вторая, которую никак невозможно заподозрить в симпатиях к тетке мужа, описывала в личном дневнике елизаветину красу - придется признать факт красы доказанным.

Увы, тщетно искать в сохранившихся изображениях Елизаветы, заверенный современниками "гений чистой красоты" и тот самый "живой характер"... Ее портреты годятся разве что для иллюстраций к лекциям "искусство и ремесло - одно слово"

Даже не смотря на то, что придворным художникам было категорически запрещено изображать императрицу в профиль - дабы не выдать посконную курносость - это мало помогало.

Парадный портрет:

неизвестный художник 1750-е  (holding out for a hero)
неизвестный художник 1750-е (holding out for a hero)

словно натюрморт, ей богу... - поджатые губы, яркий грим, статично, безжизненно, искусственно ( в смысле -ненатурально), и еще этот пошлый веночек по периметру навевает... Хоть бы со светотенью, что ли поиграл неизвестный хм, живописец... К его счастью, при дочери Петра не применялась смертная казнь, да и в целом подданные слегка расслабились.)

Не мудрено, что оптимистка -императрица имела, как никто другой - множество парадных портретов, видимо, все надеялась получить хоть один удачный кадр... Но...

Рафаэль уже умер, Крамской еще не родился... А жизнь Елизаветы была построена вокруг собственной неотразимости с молодости, и ее рисовали , рисовали и рисовали....

Для сравнения, вот как отзывалась о внешности другой императрицы- Анны Иоановны, одна из современниц -

«Престрашного была взору! Отвратное лицо имела; так была велика, когда между кавалерами идет, всех головой выше, и чрезвычайно толста»

А теперь сыграем в игру - найдите отличия:

Анна Иоановна vs Елизавета Петровна
Анна Иоановна vs Елизавета Петровна

Не вижу никаких отличий и особых примет на портретах двух антиподов: .... платья и подбородки практически идентичны (такого сравнения блондинка и светская львица Елизавета точно б не простила, ибо никто в империи даже причесываться не дерзал, как она...ибо чревато).

...Еще несколько из тьмы портретов ... манекена для грандиозно-шедеврального платья.... Нет ни намека на движение, эмоцию, характер самой фееричной из шальных императриц...

Художник Иван Вишняков - 1743 год (Елизавете - 34 года)
Художник Иван Вишняков - 1743 год (Елизавете - 34 года)

Художник Иоганн Гротт 1744 год (Елизавете - 35 )
Художник Иоганн Гротт 1744 год (Елизавете - 35 )
Каравак Луи «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» 1750
Каравак Луи «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» 1750
-7

Иван Аргунов Конец 1750-х — 1760-е  ( явный фейк -, Елизавета в эту пору  уже не показывалась на люди)
Иван Аргунов Конец 1750-х — 1760-е ( явный фейк -, Елизавета в эту пору уже не показывалась на люди)

Конец 1750-х   Мозаика, мастерская Ломоносова (и ты, Михайло..)
Конец 1750-х Мозаика, мастерская Ломоносова (и ты, Михайло..)

А ведь Елизавета был ураганом, кокеткой, секси, дщерью Петровой, наконец... со всеми вытекающими... Но нам остается верить только письменным источникам на слово, ее портреты, увы, молчат и источают монументальный холод...

Бонус :

- Елизавета - Мать Драконов:

Георг Каспар Преннер "Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны со свитой." 1750-55 гг  (блонда в синем )
Георг Каспар Преннер "Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны со свитой." 1750-55 гг (блонда в синем )

Оставайтесь на связи.)

Русский фотоальбом Стейнбека