Как известно, информация в любом социуме поставлена хорошо. Сами того не подозревая, люди передают ее друг другу множеством способов. Как правило, тайны, секреты получают огласку через долгое время, но иногда все происходит гораздо быстрее, и тогда кто-то становится предателем.
На Архипелаге, где даже случайное слово могло решить судьбу, такие предатели были необходимы. Именно они доставали все сведения. Прячущиеся под личиной простых работяг, постоянные информаторы – «стукачи».
Самая малочисленная группа на островах лагеря, объединенная одним презрительным прозвищем. Стойкая ассоциация, как и в случае с прозвищем «фашисты» сразу настраивает против человека, стоит лишь даже шепнуть короткое: «стукач». С «фашистами» я провела параллель не даром - «стукачей» не терпели также. А.И. Солженицын, рассказывая о том, как относились к фашистам, упоминает, что смерть те принимали от жесткой среды, от циничного отношения и непригодных для жизни условий, «стукачей» же «Иногда прибивали…под видом самосуда разъяренной толпы над пойманным вором (самосуд по лагерным понятиям почти законный)».
Стоять на последней ступени в социуме Архипелага, подобно марионетке, слушать кукловода-власть, терпеть нападки и самосуд, все это лишь малая часть тех унижений, которым подвергались «стукачи». Отказаться от этой опасной должности – означало обречь себя на жизнь «фашиста», отступника. Согласиться же – все равно, что отдать в руки смерти свою жалкую жизнь. Единственным преимуществом «стукачей» была временная отсрочка наказаний. Допущенные к самому начальству, они получали свою долговую бумажку и становились живой мишенью для людского гнева.
Цепляясь за еще более зыбкое благополучие, нежели у «придурков», «стукачи» даже не пытались обороняться и объединяться в группы. Главной целью было – стать как можно более незаметным. Слиться со стеной, превратиться в обычного работягу и, услышав краем уха что-то важное, как призрак, прокрасться ночью к дежурному.
«Единственными глазами и почти единственными ушами ЧКГБ были стукачи» - так их определяет А.И. Солженицын.
Невозможно представить себе, что кто-то становился «стукачом» по доброй воле. «Каждого стукача они должны закрыть отдельной бумажкой, как и открывают».
Этимология слова стукач говорит о том, что изначально общеславянское слово «стук» обозначало некую последовательность действий, сопровождаемых звуком «тук, тук».
Несложно соотнести быструю речь заключенного перед начальником с этим отрывистым и мелким звучанием. Но почему А.И. Солженицын не использует слово-синоним доносчик? Ответ на этот вопрос дает сам автор в одной из цитат: «…как многие слова Архипелага вышли на простор русского языка…так и «стукач» со временем стало понятием общим».
Если вам понравилась статья, то пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!
Продолжение следует...