Когда-то давно, когда Малевич еще не провозгласил "смерть искусства", художники шокировали общественность слишком смелым изображением обнаженной женской натуры или чересчур острым критическим реализмом. Времена изменились, и сегодняшнюю публику удивить гораздо сложнее, однако, у многих авторов это получается.
Марсель Дюшан. Фонтан, 1917
Началось все, разумеется, с "Фонтана" Марселя Дюшана, который представляет собой повернутый на 90 градусов писсуар, подписанный «R. Mutt» (Р. Дурак). Появление "Фонтана" ознаменовало начало радикальных исследований границ искусства. Он по-прежнему остается самым известным произведением в технике реди-мейд.
Ready-made — техника в разных видах искусства, при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и (в отличие от плагиата) не с художественными целями.
Организаторы выставки "Общества независимых художников", для которой этот объект был специально подготовлен, в последний момент отвергли "Фонтан", что не помешало Дюшану позже сделал около 15 реплик, которые находятся сегодня в лучших музеях мира.
Пьеро Мандзони. Дерьмо художника, 1961
Почти сорок лет ушло на то, чтобы последователи Дюшана догадались возвести его идею в абсолют - если произведением искусства можно назвать сосуд для человеческих испражнений, то почему бы не превратить сами экскременты в объект эстетических экспериментов?
Именно это сделал в 1961 году итальянский концептуалист Пьеро Мандзони. Примечательно, что отец авангардного художника был владельцем консервного завода, и Пьеро недолго думая, "создал" 90 консервных банок с собственными фекалиями массой 30 г и продавал их по цене золота той же массы. Сам автор говорил, что своей акцией хотел привлечь внимание к доверчивости потребителей современного искусства:
Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо.
Видимо, у него не получилось, т.к. одна из банок недавно ушла с аукциона за 275 тысяч евро. Остается открытым вопрос о реальном содержимом банок. Коллега художника утверждал: внутри обыкновенный гипс. И несмотря на то, что с 60-х многие банки взорвались, обнаружив свое содержимое, ни один из владельцев не открыл их тайну.
Аллен Джонс. Фетишистское кресло, 1969
Еще до эры "харасмента" художники позволяли себе такое, что сегодня привело бы к судебному разбирательству, а не просто общественному порицанию. В 1969 году Аллен Джонс создал кресло, которое должно было привлекать внимание к проблемам современного общества, а именно к объективации женщин и сексизму. В своеобразной манере художник поднял вопрос о стереотипном подчеркивании женской сексуальности и превращении женщины в объект потребления. Однако, как часто бывает с современным искусством, был не понят широкими массами и получил скандальную известность.
Удивительно, но больше всего были возмущены именно феминистки. В 1978 году в Лондонском институте современного искусства активистки движения забросали объекты дымовыми и химическими бомбами, а в 1986 году в галерее Tate Britain облили «Фетишистское кресло» кислотой.
Кстати, художник создал целую серию предметов мебели с использование натуралистично выполненных полуобнаженных кукол. Кроме кресла, были изготовлены вешалка и журнальный столик.
Дэмиен Херст. Физическая невозможность смерти в сознании живущего, 1991
Никуда не уйти нам и от известной заспиртованной акулы Дэмиена Херста с красивым названием "Физическая невозможность смерти в сознании живущего", которое как бы намекает. В 1991 году Херст представил свою инсталляцию — тигровую акулу, забальзамированную в формальдегиде. Физическая смерть, может, и невозможна, а вот начавшую разлагаться акулу спустя 15 лет пришлось заменить новой. Художник не раз подчеркивал, что работа сама по себе ничего не означает, однако, публика придумала множественные дополнительные смыслы. Тут и скоротечность жизни, и слабость человека перед природой, и его незаслуженная позиция на вершине пищевой цепи.
Трейси Эмин. Моя кровать, 1998
Еще одна работа, которая подразумевала отсылки к величайшим произведениям западного искусства (ведь художники, начиная с Возрождения, уделяли особое внимание изображению моделей в кроватях), но была не понята и не принята современниками.
Британская художница Трейси Эмин пыталась провести параллель между кроватями "Венеры Урбинской" Тициана и "Спальней в Арле" Ван Гога и современными ложами, в которых сосредоточивается все свободное время человека - в постели он спит, ест, читает, смотрит телевизор. Однако, публика свирепствовала. Защитники "Кровати" удивлялись, что почти через 80 лет после знаменитого писсуара Дюшана неубранная и грязная постель может вызвать такой шквал возмущения. Однако, многие предполагали, что недовольство связано лишь с тем, что в мужское художественное пространство нагло ворвалась женщина.
В 2014 году инсталляция «Моя кровать» была продана за 4 миллиона долларов.
Давид Черни. Акула, 2005
Ответом на акулу Дэмиена Херста стала "Акула" Давида Черни, которая представляет из себя связанную по рукам и ногам фигуру иракского диктатора Саддама Хусейна в огромной стеклянной витрине. На художника сразу же обрушилась критика. Публике не понравилось, что работа представляет Хусейна в роли жертвы.
Говорят, что настоящее искусство предсказывает будущее. Не знаю, провидец ли Давид Черни, но его работа создана в 2005 году, а казнили Хусейна в конце 2006 г. Также запланированная на начало 2006 года выставка "Акулы" в музее бельгийского города Мидделкерке была отменена указом мэра. В его постановлении говорилось, что "определенные группы населения могут воспринять инсталляцию как слишком провокационную".
Демиен Херст. За любовь Господа, 2007
И еще одна работа знаменитого члена группы «Молодые Британские художники». Безусловно, на сегодняшний момент именно Демиен Херст является самым скандальным современным художником. Его бриллиантовый череп «За любовь Господа» выполнен из платины и инкрустирован бриллиантами. Весь, кроме зубов, которые являются настоящими зубами обладателя черепа - 35-летнего европейца, жившего в XVIII веке.
Херст утверждает, что идея украсить человеческий череп бриллиантами пришла ему под влиянием искусства древних ацтеков. Вообще одна из центральных тем его творчества - вызывающее сочетание роскоши и смерти. Во всяком случае, несмотря на скандал, сопровождавший появление этого черепа, он был продан за 100 млн. долларов и является сегодня самым дорогим произведением искусства ныне живущих художников.
Почему художники в ХХ веке начали соревноваться в провокации? С возникновением фотографии искусство перестало копировать, изображать видимую реальность и начало решать другие, только ему свойственные, задачи. Поэтому пока находятся зрители, соглашающиеся с видением автора, такое искусство тоже имеет право на существование.