Найти тему

Самые скандальные произведения искусства

Когда-то давно, когда Малевич еще не провозгласил "смерть искусства", художники шокировали общественность слишком смелым изображением обнаженной женской натуры или чересчур острым критическим реализмом. Времена изменились, и сегодняшнюю публику удивить гораздо сложнее, однако, у многих авторов это получается.

Марсель Дюшан. Фонтан, 1917

Началось все, разумеется, с "Фонтана" Марселя Дюшана, который представляет собой повернутый на 90 градусов писсуар, подписанный «R. Mutt» (Р. Дурак). Появление "Фонтана" ознаменовало начало радикальных исследований границ искусства. Он по-прежнему остается самым известным произведением в технике реди-мейд.

Ready-made — техника в разных видах искусства, при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и (в отличие от плагиата) не с художественными целями.

Организаторы выставки "Общества независимых художников", для которой этот объект был специально подготовлен, в последний момент отвергли "Фонтан", что не помешало Дюшану позже сделал около 15 реплик, которые находятся сегодня в лучших музеях мира.

Пьеро Мандзони. Дерьмо художника, 1961

"Только ситхи все возводят в абсолют"
"Только ситхи все возводят в абсолют"

Почти сорок лет ушло на то, чтобы последователи Дюшана догадались возвести его идею в абсолют - если произведением искусства можно назвать сосуд для человеческих испражнений, то почему бы не превратить сами экскременты в объект эстетических экспериментов?

Именно это сделал в 1961 году итальянский концептуалист Пьеро Мандзони. Примечательно, что отец авангардного художника был владельцем консервного завода, и Пьеро недолго думая, "создал" 90 консервных банок с собственными фекалиями массой 30 г и продавал их по цене золота той же массы. Сам автор говорил, что своей акцией хотел привлечь внимание к доверчивости потребителей современного искусства:

Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо.

Видимо, у него не получилось, т.к. одна из банок недавно ушла с аукциона за 275 тысяч евро. Остается открытым вопрос о реальном содержимом банок. Коллега художника утверждал: внутри обыкновенный гипс. И несмотря на то, что с 60-х многие банки взорвались, обнаружив свое содержимое, ни один из владельцев не открыл их тайну.

Аллен Джонс. Фетишистское кресло, 1969

-3

Еще до эры "харасмента" художники позволяли себе такое, что сегодня привело бы к судебному разбирательству, а не просто общественному порицанию. В 1969 году Аллен Джонс создал кресло, которое должно было привлекать внимание к проблемам современного общества, а именно к объективации женщин и сексизму. В своеобразной манере художник поднял вопрос о стереотипном подчеркивании женской сексуальности и превращении женщины в объект потребления. Однако, как часто бывает с современным искусством, был не понят широкими массами и получил скандальную известность.

Удивительно, но больше всего были возмущены именно феминистки. В 1978 году в Лондонском институте современного искусства активистки движения забросали объекты дымовыми и химическими бомбами, а в 1986 году в галерее Tate Britain облили «Фетишистское кресло» кислотой.

Кстати, художник создал целую серию предметов мебели с использование натуралистично выполненных полуобнаженных кукол. Кроме кресла, были изготовлены вешалка и журнальный столик.

-4

Дэмиен Херст. Физическая невозможность смерти в сознании живущего, 1991

-5

Никуда не уйти нам и от известной заспиртованной акулы Дэмиена Херста с красивым названием "Физическая невозможность смерти в сознании живущего", которое как бы намекает. В 1991 году Херст представил свою инсталляцию — тигровую акулу, забальзамированную в формальдегиде. Физическая смерть, может, и невозможна, а вот начавшую разлагаться акулу спустя 15 лет пришлось заменить новой. Художник не раз подчеркивал, что работа сама по себе ничего не означает, однако, публика придумала множественные дополнительные смыслы. Тут и скоротечность жизни, и слабость человека перед природой, и его незаслуженная позиция на вершине пищевой цепи.

Трейси Эмин. Моя кровать, 1998

-6

Еще одна работа, которая подразумевала отсылки к величайшим произведениям западного искусства (ведь художники, начиная с Возрождения, уделяли особое внимание изображению моделей в кроватях), но была не понята и не принята современниками.

Британская художница Трейси Эмин пыталась провести параллель между кроватями "Венеры Урбинской" Тициана и "Спальней в Арле" Ван Гога и современными ложами, в которых сосредоточивается все свободное время человека - в постели он спит, ест, читает, смотрит телевизор. Однако, публика свирепствовала. Защитники "Кровати" удивлялись, что почти через 80 лет после знаменитого писсуара Дюшана неубранная и грязная постель может вызвать такой шквал возмущения. Однако, многие предполагали, что недовольство связано лишь с тем, что в мужское художественное пространство нагло ворвалась женщина.

В 2014 году инсталляция «Моя кровать» была продана за 4 миллиона долларов.

Давид Черни. Акула, 2005

-7

Ответом на акулу Дэмиена Херста стала "Акула" Давида Черни, которая представляет из себя связанную по рукам и ногам фигуру иракского диктатора Саддама Хусейна в огромной стеклянной витрине. На художника сразу же обрушилась критика. Публике не понравилось, что работа представляет Хусейна в роли жертвы.

Говорят, что настоящее искусство предсказывает будущее. Не знаю, провидец ли Давид Черни, но его работа создана в 2005 году, а казнили Хусейна в конце 2006 г. Также запланированная на начало 2006 года выставка "Акулы" в музее бельгийского города Мидделкерке была отменена указом мэра. В его постановлении говорилось, что "определенные группы населения могут воспринять инсталляцию как слишком провокационную".

Демиен Херст. За любовь Господа, 2007

-8

И еще одна работа знаменитого члена группы «Молодые Британские художники». Безусловно, на сегодняшний момент именно Демиен Херст является самым скандальным современным художником. Его бриллиантовый череп «За любовь Господа» выполнен из платины и инкрустирован бриллиантами. Весь, кроме зубов, которые являются настоящими зубами обладателя черепа - 35-летнего европейца, жившего в XVIII веке.

Херст утверждает, что идея украсить человеческий череп бриллиантами пришла ему под влиянием искусства древних ацтеков. Вообще одна из центральных тем его творчества - вызывающее сочетание роскоши и смерти. Во всяком случае, несмотря на скандал, сопровождавший появление этого черепа, он был продан за 100 млн. долларов и является сегодня самым дорогим произведением искусства ныне живущих художников.

Почему художники в ХХ веке начали соревноваться в провокации? С возникновением фотографии искусство перестало копировать, изображать видимую реальность и начало решать другие, только ему свойственные, задачи. Поэтому пока находятся зрители, соглашающиеся с видением автора, такое искусство тоже имеет право на существование.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц