Найти тему
cozy eisbrecher

Николай Книпович - человек и пароход

Говорят, что на сегодняшний день мировой океан изучен меньше, чем космос, а в конце XIX в. ситуация была еще хуже. Одним из основоположников изучения морей и океанов в России, а позже в Советском союзе, был ученый Николай Книпович. Николай Михайлович внёс большой вклад в развитие научного изучения морей, работал на биологической станции на Белом море вблизи Архангельска. Помимо науки, Книпович также был увлечён политикой и поддерживал большевиков, лично был знаком с Лениным и принимал его на своей даче в Финляндии. Видимо за это Советский Союз назвал именем ученого научно-исследовательское судно. Бот был заказан советским правительством в Норвегии на верфи “Гравдальс Скибсбюгери”. Небольшое судно длиной чуть больше 25 м имело как парусное оснащение, так и двигатель внутреннего сгорания мощностью 120 лошадиных сил. Корпус судна был деревянным и имел усиленный ледовый пояс из дуба. На борту имелось всё необходимое для проведения исследований. В 1932 г. в экспедиции, приуроченной ко Второму международному полярному году, “Николай Книпович” стал первым судном, обогнувшим Землю Франца Иосифа с севера.

-2

В 1939 г. “Николай Книпович” открыл в Баренцевом море огромное промысловое скопление сельди, которое позже назвали “Полярный залом”. В годы Второй мировой войны судно призвали в армию и переименовали в “СКА-503”, но после войны вернули прежнее название. Впоследствии “Николай Книпович” штормом был выброшен на берег и пролежал у вод Кольского залива не один десяток лет. Мурманчане пытались спасти научно-исследовательское судно, но реставрация оказалась очень дорогостоящей, и “Николая Книповича” всё же утилизировали, а жителям Мурманска достался только памятный знак. и судну и самому Николаю Книповичу установленный у здания Плавучего Морского Института.