Очень любят Японцы и футбол.
А есть даже специальный праздник; «День спорта».
Дети широко вовлекаются в управление классом. Первые классы выбирают из числа учащихся наставников (тобан), которые меняются каждый день и, таким образом, каждый ребёнок бывает им. Развитию творческих способностей у детей способствует соробан - японские счёты.
И дело не только в приобретении и расширении навыков счёта в уме - усиливается концентрация умственной деятельности, Поэтому изучение соробана является обязательным для учеников третьего и четвёртого класса начальной школы.
Расскажу немного подробнее о соробане
Соробан был преобразован из китайских счетов и представляет собой деревянные счеты, в которых всего 5 косточек в одном ряду. Четыре из них онзначают по единице, а пятая означает "пять".
Таким образом, 4+5=9 , и этого достаточно для представления на линейке всех цифр от 0 до 9.
Значащими считаются косточки придвинутые к средней планке.
Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально.
Для десятичной позиционной системы это еще один плюс т.к. соответсвует форме записи чисел слева направо, кстати вычисления на соробане тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов.
Соробан и в наши дни не утратил своих позиций и даже распространяется по миру, благодаря своим замечательным качествам.
Соробан развивает у школьников математические наклонности и занимает важное место в образовательной системе Японии и некоторых других стран.
Одной из таких стран является Таиланд, куда недавно была поставлена большая партия соробана. Соробан - оптимальный по своим свойствам калькулятор. Он, в отличие от китайского суаньпаня или русских счетов исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление цифр. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами. Именно это делает его доступным для понимания.
А феноменальные успехи, достигнутые многими японцами в обращении с соробаном, позволили педагогам и психологам сделать вывод, что этот нехитрый прибор стимулирует умственные способности ребенка, особенно математические. Недаром в международных школьных конкурсах по математике японские участники традиционно занимают призовые места.
Основные свойства зрительного внимания человека:
- распределяемость
- избирательность
- переключаемость.
Человек может одновременно наблюдать и анализировать состояние нескольких предметов, но это число ограничено. Для разных людей по-разному, но в среднем в литературе эта цифра варьирует от 5 до 7.
В контексте соробана - это умение быстро, "на глаз", определять число отложенных косточек на линейке. Соробан вполне отвечает этим требованиям, количество косточек на линейке -5.
В японских счетах человек способен мгновенно, навскидку определять отложенную на линейке цифру. Кроме этих аргументов во многих источниках отмечают следующее: у людей длительное время пользующихся соробаном вырабатывается интересное свойство, они не смотрят на соробан, не прикасаются к нему, лишь только быстро водят пальцами иммитируя счет, а на самом деле с огромной скоростью производят вычисления в уме.
Ещё одним аспектом в стратегии социализации со стороны учителей начальной школы является формирование ребёнка как цельной личности. На занятиях, посвященных размышлению и самокритике, которые являются обязательной частью программы в большинстве классов, дети обсуждают, что им нравится и не нравится в школе, отмечают случаи своего плохого поведения, качество выполнения индивидуальных и групповых задач.
Таким образом, мы видим, что учитель выполняет множество ролей и несёт ответственность не только за обучение, но и за дисциплину детей, за проведение свободного времени учащимися, за множество других задач, которые в других культурах никак не связывают с понятием “обучения” и рассматривается как обязанность родителей или других структур. Поэтому японское государство проводит политику строго отбора выпускников вуза при назначении на должность учителя.
В отличие от других стран, для того, чтобы стать учителем государственной школы, японский гражданин должен получить диплом учителя и пройти экзамены назначения учителем. Однако, “Япония - единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти. ” К сожалению российским учителям об этом остается только мечтать.
Ещё одной особенностью образовательной системы в среднем звене является то, что в учебном плане отсутствуют систематические курсы химии, физики, биологии, географии, истории. Вместо них изучаются систематические курсы естествознания и обществознания (однако, в новых программах уже предусматривается их дифференциация).
Наиважнейшей особенностью начального и среднего образования в Японии является понятие “кокоро”.
Для каждого японца “кокоро” означает идею образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека.
На русский язык “кокоро” можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет, гуманизм.
Всё японцы убеждены, что наиважнейшей, объективной основой образования в начальной и средней школах является обогащение детей “кокоро” и в меньшей степени знаниями и умениями (в отличие от более унифицированной старшей школы, где акцент делается на передачу необходимых для поступления в вуз академических знаний). В содержании понятия “кокоро” включается следующая проблематика: уважение к человеку и животным, симпатия и великодушие к другим людям, поиск истины, способность чувствовать прекрасное и возвышенное, обладать самоконтролем, сохранять природу, вносить вклад в развитие общества. Данный принцип пронизывает содержание всех программ, предметов, рутинную ежедневную жизнь.
Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется знать гораздо больше - до 3 тысяч). Половиной этого иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах.
К тому же, каждый из иероглифов имеет несколько вариантов чтения и произношения.
Помимо иероглифов, в японском языке употребляются две буквенные слоговые азбуки по 48 знаков каждая, а также латинский алфавит.
Немалых усилий требует и изучение истории своей страны. Ведь в Японии по сей день официальное летосчисление ведется не по европейскому календарю, а по годам правления императоров. Эти названия условных исторических эпох обозначаются иероглифами, нередко архаичными, которые также надо заучить. За шесть лет жизнерадостные крепыши успевают сильно перемениться.
Продолжение следует.
Гордеев Сергей Николаевич
Свердловская обл., Белоярский р-н, с. Кочневское ул. Садовая 33
тел.: 8 902 444 23 35
Ник «FERMER»