Не случалось ли вам сталкиваться с такими текстами Библии, которые вызывали больше вопросов к Богу, чем ответов? Например 1Цар.18:10, 19:9 навевает странное впечатление, будто от Бога может исходить не только доброе.
"И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье." (1 Царств 18:10)
"И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах." (1 Царств 19:9)
Такого рода тексты как бы наводят тень на святой характер Бога. Ведь все мы привыкли мыслить, что Бог есть любовь, и кроме добра, согласно Иак. 1:17, ничто иное от Него не может исходить. Тогда как быть с подобными текстами, вступающими в кажущееся противоречие?
Сегодня мы познакомимся с одним из принципов исследования отдельных Библейских текстов для их правильного понимания. И состоит он в следующем: Бог не передавал Свои послания людям под диктовку. Он давал Свои откровения людям простым, несовершенным, но дорожащим отношениями с Ним, для того, чтобы они провозглашали Его Слово, пропуская его через себя.
Восприятие духовного и, в связи с этим, материального мира во времена Ветхого завета отличалось от более поздних, межзаветных эпох. Кажется невероятным, но во времена Ветхого Завета, знания о сатане как об источнике зла было сведено к минимуму. В большей части Ветхого Завета, сатана упоминается только в нескольких историях. В книге Иова, книге пророка Захарии, и в 1Пар 21:1. Сравнивая последний текст с параллельным ему 2Цар 24:1, мы обнаруживаем, где одни и те же действия приписаны не сатане, а гневу Господа.
"И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян." (1 Пар.21:1)
"Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду." (2 Царств 24:1)
В остальных же книгах Ветхого Завета, по представлениям древних, зло исходило от Бога.
Неужели люди не знали о существовании диавола?
Как всегда, мы находим ответ в самой Библии. Действительно, ветхозаветные люди ранней эпохи понимали, что Бог по справедливости нечестивым воздавал злом за зло, а праведников неизменно вознаграждал добром. И потому становятся понятными обвинения лучших друзей Иова, которые думали, что их друг согрешил перед лицом Святого. Сам Иов до того, как приключилась в его жизни эта череда несчастий, думал как и они в отношении других (Иов 16:4). И лишь первые две главы раскрывают нам, на ком на самом деле лежит вся ответственность за страдания Иова (Иов 2:7).
"И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его." (Иов 2:7)
Иов в этом обвинял именно Бога (Иов 2:10 и далее). Иов считал, что это именно Бог навел на него все беды. Иов не знал о кознях сатаны. Бог же терпеливо вел Иова к осознанию того, что не Он, а некто другой был ответственен за все зло на земле.
Но Иов не сразу начинает осознавать это:
"Если бы я воззвал, и Он ответил мне, - я не поверил бы, что голос мой услышал Тот, Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны" (Иов 9:16,17).
То, что происходило с Иовом не увязывалось с его прежними представлениями о Боге. И потому Иов вопрошает:
"...Если не Он, то кто же?" (Иов 9:24).
Постепенно Иов начинает допускать мысль, что есть еще некто, ответственный за зло. Развязка истории с Иовом завершается Божьим откровением о всех истинных причинах происходящего. А потому и нам в изучении на первый взгляд непонятных текстов о Боге не стоит делать поспешных выводов.
Будем вместе продолжать наши исследования в познании доброго любящего Бога.