В детстве одним из моих самых больших друзей был мой дед Толя. Анатолий Васильевич Дубинин. Именно он учил меня играть в шахматы и водить мотоцикл, с ним мы много общались. К сожалению, жизнь его оборвалась в 1991 году, когда ему было 68 лет - врачи поздно диагностировали у него рак лёгкого, долгое время принимая его за воспаление лёгких. Учась в школе, я работал в поисковой группе школьного музея, посвящённого истории Тайгинского аэроклуба ОСОАВИАХИМа, учлётом которого перед войной был и дед Толя (уже позже я узнал, что одним из инструкторов аэроклуба был Иван Иванович Чирихин, который позже стал мужем его сестры Софьи. Там мы вместе с руководительницей музея Галиной Ивановной Валитовой брали у деда интервью, которое позже стало основой статьи, вошедшей в книгу "Небо начинается с земли", посвящённой истории Тайгинского аэроклуба.
Родителями Анатолия Васильевича были Василий Яковлевич и Мария Иосифовна Дубинины, мещане города Бузулука, чьи предки проживали в этом городе с 80-х годов 18 века (тогда, после разгрома восстания Емельяна Пугачёва, Бузулук был заново отстроен и получил статус города). Его отец, Василий Яковлевич, во время Германской войны попал под немецкий фосген и потом всю оставшуюся жизнь (до смерти в 1926 г. от туберкулёза) мучался лёгкими.
Мария Иосифовна (урождённая мещанка Байкова), его мама, окончила гимназию, неплохо знала французский, но после переезда в Сибирь вынуждена была скрывать это. Родственники рассказывали, что она уже в Тайге с отличием закончила курсы ликвидации безграмотности, на французском читала и говорила только изредка в узком семейном кругу, и жадно читала газеты, как только они попадали к ней в руки (даже ещё до того, как закончила курсы в Тайге). Случайным людям говорила, что некоторое время работала няней у зажиточного семейства и кое-чего у них понахваталась. Между тем, известно, что в роду Байковых были земские учителя - например, Фёкла Сократовна Байкова работала в конце 19 века учительницей в земском училище с.Гамалеевка Бузулукского уезда (сейчас Сорочинский район Оренбургской области).
После смерти мужа в 1926 году Мария Иосифовна с четырьмя детьми отправилась к родственникам в Сибирь (предположительно к кому-то из Байковых в Юргу - возможно, в это время там жила и её мама Елена Петровна Байкова (урождённая Чернопятова)
Дальше приводится полностью статья "Юность, опалённая войной" из книги Людмилы Яковлевой и Галины Валитовой "Небо начинается с земли":
"В то время, когда в Тайге начал работать аэроклуб, Толе Дубинину было всего десять лет. Мечта стать лётчиком стала тогда для мальчишки главным смыслом жизни. До поступления в Аэроклуб были ещё годы и годы, но уже в двенадцать-тринадцать лет Толя бывал частым гостем и в классах клуба, и на аэродроме, вызывая зависть сверсников. Мальчише повезло: его ближайшими соседями по улице был начлёт Белоусов и лётчик-инструктор Колмаков. Вот на правах соседа и младшего товарища таких видных людей аэроклуба, какими были Белоусов и Колмаков, Анатолий Дубинин стал "своим человеком" на лётном поле. Было у подростка даже "спецзадание". Летом каждый день, за редким исключением, возил он на аэродром обеды своему старшему другу Дмитрию Васильевичу Белоусову. Ездил на велосипеде. Велосипед принадлежал Белоусову и был в ту пору немалой редкостью.
Часами мог крутиться мальчишка возле самолётов. Бывало, что ему доверяли почистить какие-то детали или помочь навести порядок в ангаре. Любую работу он выполнял с большим желанием. Учился Толя в школе и торопил время: скорее бы подрасти, чтобы поступить в аэроклуб, научиться самому водить эти чудесные машины.
Мечта Анатолия осуществилась в 1940 году. Когда ему исполнилось семнадцать лет, Дубинин стал учлётом. За время учёбы Анатолий всерьёз увлёкся парашутным спортом и совершил несколько прыжков с парашютной вышки и три - с самолёта. Закончить учёбу в Тайге Анатолию не довелось. Летом 1941 года, когда уже шла война с фашистской Германией, наш аэроклуб был расформирован и переведён в город Анжеро-Судженск. В течении двух месяцев, вплоть до выпускных экзаменов, Анатолий Дубинин вместе с товарищами по группе ежедневно ездил в соседний горд на занятия.
После окончания аэроклуба Анатолий пошёл на работу в паровозное депо, так как ему не хватало двух месяцев до призывного возраста. В январе 1942 года все курсанты седьмого набора были призваны в армию и в полном составе влились в парашютно-десантную бригаду, которая формировалось во Внуково, под Москвой.
Воздушный десант. В каких только операциях не приходилось участвовать Анатолию Васильевичу. Запомнились ему вылазки в тыл противника в районе Днепра, до его форсирования. Шесть раз десантировался Анатолий Васильевич в лесах Смоленщины, доставляя партизанам боеприпасы, продовольствие, медикаменты или принимая участие в оказании помощи партизанским отрядам, попавшим в окружение. До трёхсот десантников были тогда заброшены на нескольких самолётах в лес для прорыва вражеского кольца. Операция завершилась успешно. Как огня боялись фашисты наших бойцов в форме десантников.
Приходилось также вывозить раненных партизан в советский тыл, а дважды - даже целые отряды перемещать с помощью самолётов в другие места. Памятны для Дубинина также десанты в районах Кременчуга и Корсунь-Шевченковского.
В 1944 году Анатолий Васильевич был отозван с фронта и направлен на учёбу в Новосибирское авиационное училище. Окончание учёбы пришлось уже на мирное время.
С 1945 по 1948 год А.В.Дубинин служил на Камчатке и Курильских островах. В конце 1948 года он демобилизовался и вернулся в Тайгу. Здесь он поступил в трёхгодичную школу машинистов локомотива. Долгие двадцать шесть лет, с 1952 по 1978 год, водил Анатолий Васильевич поезда. К воинским наградам прибавились награды за добросовестный труд: знак "Победитель социалистического соревнования", медаль "ветеран труда" и другие.
На заслуженном отдых Анатолий Васильевич помогал воспитывать внуков, летом с удовольствием возился на мичуринском участке, любил выбраться в лес, на природу. С волнение вспоминал сороковые годы, опалённые войной, трудные и вместе с тем такие дорогие для ветерана.
24 марта 1991 года Анатолий Васильевич умер."
Что можно ко всему этому добавить? Ну, разве что то, что я до сих пор помню гудки тепловозов и электровозов, прокатившиеся над станцией Тайга в момент, когда гроб с телом деда Толи несли через пешеходный мост, над путями ст.Тайга. Уже после распада Советского Союза на Тайгинском кладбище появилась аллея ветеранов, на котором есть и табличка, посвященная Анатолию Васильевичу Дубинину.
----------------------------------------—
Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025