Найти в Дзене
Украинский русский

Фиолетовые лучи Петлюры работают

Принято считать, по Гегелю, что «история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса».

А может ли быть наоборот? Сначала фарс, а потом – трагедия. Кажется, может.

Вот читаю у Паустовского, как начиналась в Киеве «короткая легкомысленная власть Директории». Было это сто лет тому назад. А как современно все выглядит!

Тогда петлюровские нововведения киевляне воспринимали с иронией и «все ошалело оглядывались и спрашивали себя - гайдамаки это или нарочно. При вымученных звуках нового языка тот же вопрос невольно приходил в голову - украинский это язык или нарочно».

Сейчас и непонятные «активисты», периодически проявляющиеся в каких-то акциях устрашения, и «вымученные звуки нового языка» воспринимаются вполне всерьез и без иронии.

А отчет тогдашнего петлюровского министра «балянсов» (финансов)... Это же песня!

- Якого ж биса,- вдруг закричал министр по-украински и покраснел, как бурак,- вы приперлись сюда из вашей поганой Москвы? Як мухи на мед. Чего вы тут не бачили? Бодай бы вас громом разбило! У вас там, в Москве, доперло до того, что не то что покушать немае чего, а и ...... немае чем.

- Що ж вы мовчите?- спросил он вкрадчиво. - Га? Придуриваетесь? Так я за вас отвечу. На Украине вам и хлиб, и сахар, и сало, и гречка, и квитки. А в Москве дулю сосали с лампадным маслом. Ось як!

Очень даже похоже на всех наших современных министров всяческих «балянсов», которые вполне серьезно и официально обещают народу, что скоро «в Москву будут ходить только медведи, как в старые добрые времена».

В чем разница?

Тогда, 100 лет тому назад, «киевляне, склонные, как все южные люди, к иронии, сделали из нового «самостийного» правительства мишень для неслыханного количества анекдотов». В общем, все происходящее воспринималось как фарс.

Сегодня замечательная природная украинская ирония куда-то подевалась. И своих министров «балянсов» народ воспринимает всерьез.

Может, это фиолетовые лучи, которые Петлюра обещал киевлянам и о которых писал Константин Паустовский, работают.