Военные эксперты считают, что Китай, по-прежнему, отстает в плане космических военных возможностей от США, но разрыв быстро сокращается. Несколько лет назад в США был принят закон, запрещающий НАСА общаться с космическим агентством Китая. Но у высшего китайского командования есть предупреждение для любых американских лидеров, планирующих гонку вооружений в космосе, «Будьте готовы проиграть».
Перерасход сил одной из конкурирующих держав может привести ее в экономическое истощение. По мнению генерал-майора китайских ВВС Цяо Ляна, этим подходом воспользовались США с тем, чтобы выиграть холодную войну с СССР (недавно Цяо написал книгу «Неограниченная война: генеральный план Китая по уничтожению Америки»). Но он также уточнил, что подобный подход не сработает против промышленной державы, такой какой является Китай. «Китай – это не Советский Союз», – сказал Цяо в интервью South China Morning Post, информационному партнеру издания POLITICO, – «Если Соединенные Штаты думают, что они также могут втянуть Китай в гонку вооружений и уничтожить Китай, как это было с Советами, но, в конце концов, это будет не Китай, кто первым рухнет на землю».
Слова Цяо прозвучали тогда, когда и Вашингтон, и Пекин вкладывают громадные деньги и ресурсы во все более милитаризированную космическую гонку, в которой некоторые специалисты по безопасности и бывшие американские чиновники видят усиление риска возникновения ядерной войны. Агрессивные маневры включают в себя также предложение президента США Дональда Трампа об автономных космических войсках, создание которых Цяо оценил как «неразумный шаг», и усилия обеих стран по разработке лазерного и кибероружия, которые могли бы выводить из строя спутники противника. Соперничество явно на уме лидеров Пентагона, которые в новом издании «Оценки угрозы со стороны Китая» цитируют слово «космос» 86 раз. Цяо также предупреждает, что Народно-освободительная армия (НОАК) работает над «обеспечением высокоточных ударов большой дальности» и разрабатывает оружие направленной энергии для использования его на орбите.
Трамп, вице-президент Майк Пенс и множество военных лидеров США приводили военно-космические программы Китая в качестве ключевого обоснования для предложения о создании отдельной ветви вооруженных сил – космических сил, которые соберут почти все космические программы Министерства обороны в новую военную отрасль, – аналогичную той, которую Китай создал еще четыре года назад. Конгресс приступил к рассматрению планов администрации, хотя некоторые ястребы обороны настроены скептически.
Вице-президент Майк Пенс также выразил тревогу по поводу успехов Китая в посадке его зондов на Луну. «В декабре прошлого года Китай стал первой страной, которая приземлилась на обратной стороне Луны и показала свои амбиции по захвату лунной территории как стратегической высоты, что позволило ему стать выдающейся космической державой в мире», – заявил Пенс на заседании Национального космического совета в марте. Что еще более тревожно, как подчеркивают некоторые специалисты в области безопасности, ни одна из стран, похоже, не заинтересована в том, чтобы поставить этот вопрос на дипломатическую повестку дня, чтобы снизить напряженность. Это контрастирует с десятилетиями космического сотрудничества, которое существовало между США и Россией. «Одна из самых больших проблем заключается в том, что, несмотря на все разговоры о том, насколько ужасным будет вооруженный конфликт с Китаем для всех, все нынешние политики США, похоже, готовятся к вооруженному конфликту, а не избегают его», – сказал Брайан Уиден, директор по планированию программ фонда «Безопасный мир», который выступает за мирное и устойчивое использование космоса, – « Между США и Китаем не так много возможностей для диалога». Но другие эксперты в области космических систем вооружений утверждают, что Китай представляет собой большую угрозу для Соединенных Штатов и даже «неминуемую угрозу», как об этом говорит независимый аналитик Намрата Госвами. «Во всяком случае, это угроза со стороны Китая недооценивается в США», – сказала она, – «Я подозреваю, что это происходит потому, что американские военные, возможно, не хотят привлекать внимание к своим собственным уязвимостям в отношении своих космических активов».
Цяо заявил, что Китай не стремится к космической войне, но готовится противостоять любой стране, включая США, которая может представлять угрозу национальной безопасности. Согласно сказанному им, экономическое мастерство Китая оставило хорошие возможности для победы в дорогостоящем соревновании с США. «Когда Соединенные Штаты и Советский Союз участвовали в холодной войне и гонке вооружений, Соединенные Штаты были крупнейшей страной-производителем вооружений, а Советский Союз даже не был вторым», – сказал Цяо, – «Но сегодня Китай является ведущим производителем в мире».
Сообщения американских разведывательных агентств и аналитических центров показывают, что усилия Китая позволяют ему быстро продвигаться вперед. К ним относятся оценки того, что Китай вскоре сможет использовать мощные лазеры, предназначенные для атаки на объекты, находящиеся на низкой околоземной орбите, и доказательства того, что его оружие уже может атаковать цели гораздо дальше от Земли, чем оружие Соединенных Штатов. Расширяется и зависимость Китая от космических средств: у него более 120 собственных спутников разведки, наблюдения и разведки, уступающих в количественном отношении только Соединенным Штатам. Около половины из них принадлежат и управляются военными и могут быть использованы для отслеживания и нацеливания на силы США по всему миру, предупреждает доклад Пентагона.
Угроза, которой уделяется в докладе наибольшее внимание, – это опасность, которую орбитальное оружие Китая может представлять для спутников, на которые полагаются Соединенные Штаты для связи, навигации и наблюдения – как для военных операций, так и для экономических целей. Согласно апрельскому докладу Центра стратегических и международных исследований, Китай активно инвестирует в так называемые «контрпространственные» технологии, включая разработку по меньшей мере трех противоракетных систем. Он также разрабатывает спутники, которые могут осуществлять физический контакт с другими спутниками на орбите. Хотя эта технология может использоваться для ремонта спутников на орбите, она также может быть применена для отключения спутника противника или отрыва солнечных батарей у него для воздействия на источник питания. В докладе Пентагона «Военная мощь Китая» было сказано, что Китай также разрабатывает новые типы систем для создания помех работе спутников, а также создает «направленные энергетические» вооружения, которые могут мешать спутникам. В конфликте эта технология, вероятно, будет использоваться для ослепления и оглушения противника».
Китай также реорганизовал НОАК в 2015-м году, чтобы создать стратегические силы поддержки, военную отрасль, полностью посвященную космической, электронной и кибер- войнам. Новый филиал был создан с тем, чтобы перевести космические активы со всех военных подразделений и собрать их в рамках одной организации, аналогично целям создания космических сил в США. Космическая отрасль Китая, подчиняющаяся непосредственно Центральной военной комиссии, сосредоточила свои усилия в основном на запусках спутников и разведывательных, навигационных и коммуникационных операциях, но также проводит исследования и разработки новых возможностей по противодействию угрозам из космоса, сообщалось в докладе военной разведки США (Defence Intelligence Agency), опубликованному в феврале этого года. Китайские военные подразделения также тренируются с ракетами, которые могут повреждать или уничтожать спутники противника. Кроме того, Китай создаст к 2020-му году наземный лазер, который сможет ослеплять оптические датчики спутников, находящиеся на низкой околоземной орбите.
В отличие от США или России, Китай, как полагают аналитики, также способен использовать ракеты для атаки спутников на более удаленной геосинхронной орбите, или на высотах до 36 000 км. Если какая-либо страна нанесет физический удар по спутнику, находящемуся на геосинхронной орбите (ГЕО), возникшее из его обломков поле мусора сделает область пространства, которая используется, как правило, для выполнения критических миссий, таких как раннее предупреждение о ракетах и метеорологические наблюдения, непригодной для использования. «Мы можем потерять в ГЕО гораздо больше, чем любая другая страна», – сказала Кейтлин Джонсон, младший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Centre for Strategic and International Studies), специализирующаяся на космической безопасности, – «Мы бы не хотели даже иметь возможность нанести подобный первый удар».
Военные эксперты также опасаются, что Китай может попытаться захватить районы Луны, которые содержат стратегические ресурсы, включая лед, который может быть использован для ракетного топлива или жизнеобеспечения. Но они говорят, что гораздо более вероятно, что Китай захочет использовать доминирование в космосе с тем, чтобы влиять на конфликты на Земле. Например, возможность угрожать спутникам системы GPS или спутникам связи может удержать США от участия в конфликте в Южно-Китайском море. Космические силы США намерены ликвидировать некоторые из этих пробелов, объединив космические ресурсы для накопления опыта и предоставив новой службе автономию в отношении ее бюджетных запросов. Одна из самых больших целей новой отрасли ускорить космические приобретения, позволяя быстрее внедрять новые технологии, и разработать космическую «доктрину», которая будет контролировать, как США борются с конфликтами, когда на карту поставлена судьба их космических систем.
Китайское правительство настаивает на том, что оно просто реагирует на агрессивные шаги США по военному доминированию в космосе. Цяо назвал это «издевательством и гегемонией» для Соединенных Штатов настаивать на том, что другие страны не могут последовать их примеру. «Космические войска США существуют давно», – сказал он, – «Они просто не были самостоятельной силой ... более того, США обладали противоспутниковыми возможностями еще в 1970-х и 1980-х годах. Китай создал противоспутниковый потенциал только в конце 1990-х годов и даже в первом десятилетии нынешнего столетия». По его словам, у Китая нет иного выбора, кроме как наращивать свои возможности. «Цель Китая развивать космический потенциал, во-первых, мы не хотим, чтобы нас шантажировали другие», – добавил Цяо в интервью, – «Во-вторых, мы надеемся использовать космос мирно. Но если кто-то соберется напасть на нас, занимая высоты космоса и открывая «четвертое поле битвы», Китай, конечно, ответит на это. Тем не менее, Китай по-прежнему далек от превосходства над США. Мы не можем обогнать США в ближайшие десятилетие или два, но мы сократим разрыв всеобъемлющим образом. И возможно, мы сможем взять на себя лидерство в отдельных областях». Китай развивает многие из тех же космических возможностей, что и США десятилетия назад, в то время как США сосредоточены на поддержании своих возможностей и повышении их устойчивости. В целом, США, по-прежнему, гораздо более эффективны, чем Китай, но относительное преимущество сужается.
Обе страны имеют некоторые дипломатические каналы, по которым они могли бы сотрудничать в космосе, включая комитет Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях, членами которого они являются. В 2015-м году администрация Обамы установила диалог с Китаем по космической безопасности, который спокойно продолжается при Трампе, хотя эксперты утверждают, что встречи были в основном переговорами на высоком уровне. Но поправка Вольфа, которая была впервые принята в законопроекте «Об ассигнованиях» конгрессом в 2011-м году, запрещает правительству США работать с Китаем и запрещает любое двустороннее сотрудничество между Национальным космическим управлением Китая и Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства по соображениям национальной безопасности. И сегодня между военными двух стран практически нет сотрудничества.
Чтобы открыть дверь для переговоров, которые могли бы ослабить напряженность и избежать недопонимания, США и Китай должны «ползти, прежде чем приблизятся друг к другу», – сказал Одри Шаффер, директор по космической стратегии и планам Министерства обороны, на мартовском мероприятии по американо-китайским космическим отношениям, организованном Фондом «Безопасный мир».
Некоторые первые потенциальные шаги могут включать в себя обмен информацией между двумя странами, например, их национальными стратегиями обороны, предоставление уведомлений о запуске космических аппаратов или открытие обычных безопасных каналов связи между дипломатами. Каждый шаг будет способствовать укреплению доверия и прозрачности, подчеркивал Шаффер, указав на прочные отношения между США и Россией в космосе в качестве доказательства того, что это может быть сделано. «Даже в те времена, когда отношения были столь же напряженными, если не более, нам удавалось работать на двусторонней и многосторонней основе с советами, чтобы действительно создать механизмы, которые помогли бы снизить риски конфликта и повысить стабильность», – сказал Шаффер.