Китайцы начинают пожинать плоды 30-летних масштабных государственных инвестиций в развитие STEM-образования (Science, technology, engineering, and mathematics. Образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех дисциплин – науки, технологии, инженерии и математики – в единую схему обучения), а также скоординированной стратегии, обеспечивающей успех молодежи в этих областях.
В течение многих лет Китай считал науку, технологии, инженерию и математику необходимым базисом для создания действительно лидирующего государства.
Инвестиции в науку и технику в Китае
То, что начиналось как первый шаг к равенству с Западом, превратилось в стремление к господству над Западом. Первоначально китайское правительство стремилось увеличить количество рабочих мест на предприятиях. И после того, как Китай стал хозяином мирового производства, он расправил плечи и стал лидировать в сфере высоких технологий и инноваций.
Стратегия Пекина пока работает. В 2017 году компания KPMG поставила задачу почти 1000 ведущим мировым лидерам в области технологий, где к 2020 году будут находиться ведущие мировые инновационные технологических центры. Они единодушно согласились с тем, что Шанхай, а не Кремневая долина, станет крупнейшим центром инноваций в мире.
Некоторые аналитики указывают на замедление экономического роста и усиление политической нестабильности в Китае в качестве аргумента к тому, что Китай представляет собой лишь бумажного тигра. Но скептики забывают, что Китай переходит от индустриальной экономики к конкурентоспособной постиндустриальной, основанной на знаниях и с огромным уровнем расходов.
Важность космоса
Благодаря многолетним инвестициям в STEM-образование Китай стал космической державой. Недавно Китай посадил автоматический аппарат на ранее неизведанной стороне Луны. Это событие стало результатом долгосрочного китайского плана по завоеванию космического господства.
Видите ли, Пекин давно признал, что присутствие США в космосе придает престиж и власть. Как единственная страна, которая когда-либо доставляла людей на Луну, США находятся одни на своём пьедестале. Это источник постоянной национальной гордости для большинства американцев. Между тем Китай хочет стать следующей лунной державой и превзойти США в этой области.
Китай понимает, что высокотехнологичные, вооружённые силы США располагают внушительной спутниковой группировкой. Китайские военные потратили годы на разработку противоспутниковой технологии, предназначенной для устранения этого преимуществ путем разрушения или уничтожения спутниковых группировок на орбите в случае возникновения конфликта.
Тогда, конечно, возникает вопрос экономического потенциала космоса. Пекин не просто хочет исследовать космос, как это делали американцы и русские. Китай хочет получить что-то от своих инвестиций в космос (помимо престижа и военной мощи). Причина, по которой Китай выбрал обратную сторону Луны для роботизированных исследований, заключается в том, что они ищут там полезные ископаемые.
Многие аналитики из космической отрасли полагают, что добыча ресурсов в космосе может очень скоро принести триллионы долларов. Уже давно обсуждается вопрос, что лунная поверхность таит различные ресурсы, необходимые современному обществу для высокотехнологичного производства.
Китай объявил о планах по исследованию лунного грунта на наличие изотопа, известного как гелий-3, который, как считают физики-ядерщики, может быть использован для нужд термоядерной энергетики.
Пекин признаёт, что космические тела содержат множество природных ресурсов, в частности так называемые «редкоземельные минералы» — и тот, кто первым доберётся до них, будет иметь беспрецедентное преимущество перед своими конкурентами.
Многие американцы смеются над идеей добычи ресурсов в космосе (или над перспективой возможной войны в космосе, в которой Китай уничтожает спутники США). С другой стороны, китайцы продолжают строить планы. Скептики на Западе спокойно сидят сложа руки и смотрят, как китайцы делают то, о чём другие только рассуждают. Безусловно, будут неудачи. Космос таит в себе много трудностей. Но, по крайней мере, Китай в игре.
Соединенные Штаты не отправляли человека на Луну с 1970-х годов. В то время как они рассматривают космос и Луну как пустыню, Китай расценивает это как будущую площадку экономической, политической и военной конкуренции между государствами.
Как недавно сказал глава китайской лунной программы Е Пэйцзянь (Ye Peijian):
«Вселенная — это океан, Луна — острова Дяоюйя, Марс — остров Хуанъянь (острова, чья территориальная принадлежность является предметом спора в регионе). Если мы не доберемся туда сейчас, даже будучи способными сделать это, то наши потомки будут корить нас. Если туда придут другие, они возьмут инициативу в свои руки, и вы не сможете изменить этого, даже если захотите. Это достаточная веская причина, чтобы отправиться на Луну».
Китай играет в геополитическую, технологическую и экономическую игру с Западом. Благодаря недавним успехам во всех трех областях Китай уже сравнялся с ведущими странами. Более того, Китай готов победить США в новой космической гонке — гонке, в которой США, по-видимому, пока даже не заинтересованы участвовать.
Оригинал статьи
Перевод: Артур Арушанян