Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Откуда взялась Эллочка Людоедка?

Многие современные читатели удивляются тому факту, что инженер Щукин взял в жёны такое ничтожество, как Эллочка с примитивным лексиконом, да и вообще, не понимают: где он мог её подцепить? Точнее, конечно же, она — его. Тогда как современники Ильфа и Петрова всё понимали без разъяснений, ибо часто встречали этот тип барышень и читали о них забавные фельетоны. Так откуда она могла взяться и почему Щукин на неё польстился? Всё просто. «Она очень нравилась ...ответственным работникам, хозяйственникам. Она возбуждала из забытых глубин души улыбку нежности. Ее хотелось взять на колени и, раскачиваясь, забыть грохот и вонь города, цифры и бумажный шелест канцелярии. Когда она, платочком вытерев носик, пряменько садилась за пишущую машинку, в угрюмых помещениях Махорочного треста на грязных обоях расцветала весна», - не правда ли это похоже на описание Эллочки? Вернее, тут могла быть Эллочка. «Она миленькая, ничего про неё не скажешь, но, безусловно, она передовых взглядов не имела. Она вс

Многие современные читатели удивляются тому факту, что инженер Щукин взял в жёны такое ничтожество, как Эллочка с примитивным лексиконом, да и вообще, не понимают: где он мог её подцепить? Точнее, конечно же, она — его. Тогда как современники Ильфа и Петрова всё понимали без разъяснений, ибо часто встречали этот тип барышень и читали о них забавные фельетоны. Так откуда она могла взяться и почему Щукин на неё польстился? Всё просто.

Современники Ильфа и Петрова всё понимали без разъяснений, ибо часто встречали этот тип барышень и читали о них забавные фельетоны. Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Скриншот. Источник - YouYube.
Современники Ильфа и Петрова всё понимали без разъяснений, ибо часто встречали этот тип барышень и читали о них забавные фельетоны. Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Скриншот. Источник - YouYube.

«Она очень нравилась ...ответственным работникам, хозяйственникам. Она возбуждала из забытых глубин души улыбку нежности. Ее хотелось взять на колени и, раскачиваясь, забыть грохот и вонь города, цифры и бумажный шелест канцелярии. Когда она, платочком вытерев носик, пряменько садилась за пишущую машинку, в угрюмых помещениях Махорочного треста на грязных обоях расцветала весна», - не правда ли это похоже на описание Эллочки? Вернее, тут могла быть Эллочка.

Больше того, это был международный типаж. Cлева - актриса Луиза Брукс. Обе иллюстрации взяты с сайта https://www.pinterest.ru/.
Больше того, это был международный типаж. Cлева - актриса Луиза Брукс. Обе иллюстрации взяты с сайта https://www.pinterest.ru/.

«Она миленькая, ничего про неё не скажешь, но, безусловно, она передовых взглядов не имела. Она всецело мечтала о беличьем манто, о всяких разных чулочках, ленточках, каблучках и так далее, и тому подобное. И в силу своих взглядов она одевалась чересчур бойко. Завсегда коротенькая юбочка, шляпочка такая, шёлковое пальтецо на пуговках», - тут уже совсем другая дамочка, но из того же теста. Итак, первое описание — это машинисточка Варенцова из рассказа «Гадюка» Алексея Толстого, а второе описание — Верочка из фельетона «Горько!» Михаила Зощенко.

В кинофильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927) показан целый батальон таких Эллочек. Они восхищены парнем, которого поцеловала сама звезда Голливуда, побывавшая в СССР. Скан, сделанный автором - из книги «Комики мирового экрана», М-1966.
В кинофильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927) показан целый батальон таких Эллочек. Они восхищены парнем, которого поцеловала сама звезда Голливуда, побывавшая в СССР. Скан, сделанный автором - из книги «Комики мирового экрана», М-1966.

И оба раза девушки «в шляпочках» и модного фасона юбочках становились предметом страсти ответственных работников. В 1920-х годах появилось очень много различных контор и трестов, куда охотно принимали грамотных (умеющих читать и писать), чистоплотных барышень — они разносили бумажки по кабинетам, печатали приказы и распоряжения начальства, выполняли мелкие поручения. На заводах и фабриках тоже было предостаточно всяких учётчиц, табельщиц, машинисток и, разумеется, секретарш.

Muriel Vanderbilt (1900-1972) - наиболее достоверный прототип Вандербильдихи. Источник - https://www.pinterest.ru/
Muriel Vanderbilt (1900-1972) - наиболее достоверный прототип Вандербильдихи. Источник - https://www.pinterest.ru/

Они заметно выделялись на фоне пролетарок-тружениц своей мотыльковой лёгкостью, модностью и мещанским шиком, который они выдавали за некий, подсмотренный в журналах и кино «заграничный стиль». Кстати, в эпоху НЭПа в СССР крутили много западных фильмов и спокойно печатались открытки с изображением Лиа де Путти, Полы Негри и Мэри Пикфорд. Из каких семей происходили все эти Эллочки? Из разночинцев, уцелевших в Революцию и Гражданскую войну. Телеграфисты, мелкое чиновничество, счетоводы, помощники адвокатов, телефонистки и так далее. Их отцы и матери.

В эпоху НЭПа было очень просто следить за модой при наличии средств. Источник - https://www.pinterest.ru/
В эпоху НЭПа было очень просто следить за модой при наличии средств. Источник - https://www.pinterest.ru/

Итак, Эллочка - очень похоже, что служила секретарём на той самой «Электролюстре», где работал молодой и перспективный инженер Щукин. Как многие умные и занятые люди, он загорелся в ответ на «искренний интерес» со стороны симпатичной, женственной девушки — как раз такие, как Щукин вечно выбирают миловидных хищниц, ибо самим им, что называется «некогда ухаживать», а тут ухаживать (то есть охотиться) начинают уже за ними. Инженеры Щукины не успевают очнуться, как они уже в законном браке и с них требуют «приличное содержание».

1) Советские модницы - актрисы Анель Судакевич и Анна Стэн; 2) Картинка из журнала мод. Источник - https://www.pinterest.ru/
1) Советские модницы - актрисы Анель Судакевич и Анна Стэн; 2) Картинка из журнала мод. Источник - https://www.pinterest.ru/

P.S. Как правило, Эллочки, выжав их Щукиных всё, что можно, перепрыгивали на других — более обеспеченных товарищей.

Зина Корзина (с)

  • Примечание. Отрывки из книг взяты на сайте http://lib.ru/