В конце каждого учебного года меня посещает мысль, что я нахожусь не на своем месте, и мне порой хочется уволиться.
Да – все так просто - прийти в канцелярию и написать заявление по собственному желанию. Почему? Казалось бы, я очень люблю свою работу, школу, учеников, но почему же возникают такие желания?
Возможно, сказываются чудовищные перегрузки в течение долгих девяти месяцев непрерывного педагогического труда.
Возможно, именно в конце учебного года обостряется синдром так называемого «профессионального выгорания», когда позади остается учебный процесс, уроки по расписанию, какие-то значимые мероприятия – и тут вдруг – бац! – приехали.
Поезд хочет гнать на всех парах дальше – а впереди-то тупичок под названием итоговый педсовет. Коллеги моментально переодеваются в джинсы и ходят по школе с отстраненными лицами – неужели это произошло?
Первый день после окончания учебного года очень грустный. Отзвенел последний звонок, по опустевшей школе разбрелись счастливые выпускники, уроков нет, детишки сдают книги в библиотеку, да и классные часы больше напоминают жужжащий улей – вчерашние школьники превратились в обычных детей, которым не грозит проверка домашнего задания, и ведут они себя естественно и довольно шумно.
Педагоги заняты сдачей школьной документации, доработкой «косяков» и планами на отпуск. Впереди лето…
Итак, почему же непременно в это счастливое время так хочется уволиться?
Есть такое интересное понятие, назовем его «учительская обида». Конечно, ни в каких нормативных документах этот термин не прописан, его и вовсе не существует, но обида остается.
Кто-то может сказать: «Ничего удивительного, на такую зарплату грех не обижаться». Но дело не в зарплате.
Впахивая весь год, учитель меньше всего думает о том, как оплачивается его труд. Мысли педагога заняты тем, что у него на носу аттестация, ВПР, промежуточные отчеты и какие-то проверки, успеваемость и еще масса других очень важных развлечений.
Согласившись в начале сентября с цифрой благодарности за реальный ежемесячный труд, редкий педагог бежит радоваться и заказывать по этому поводу фуршет в ресторане – каждый учитель понимает, что ежемесячно на его карточку будет «падать» именно эта четко оговоренная сумма, особо не позволяющая широко разгуляться и планировать последующий отдых в Ницце.
Поэтому учителя к своим доходам давно привыкли. Безусловно, есть хочется, вкусно есть хочется еще больше, поэтому каждый педагог, в очередной раз обидевшись на свою грошовую зарплату, ищет способы решения данной проблемы.
Для кого-то выходом становится репетиторство с ночи до утра – в этой ситуации о качестве преподавания предметов в школе можно просто забыть. А что тут удивляться, если человек вынужден работать в нерабочее время, чтобы купить семье, например, путевку в Турцию летом. В школе на путевку заработать нереально. Обидно? Еще бы!
Другая категория педагогов имеет более высокий статус в плане финансового обеспечения, так как их вторая половина прилично зарабатывает и считает работу в школе просто хобби.
Этим учителям несказанно везет, они имеют право на собственное мнение и даже на точку зрения, поскольку им пофиг, что скажет директор. Они от его решения финансово независимы и просто работают, получая удовольствие от учебного процесса. Но и у них периодически возникают вопросные ситуации, так как дома мужья, опомнившись, начинают пилить.
А ты почему за эти копейки с утра до ночи на работе?
И вторым половинам вполне законно не нравятся дополнительные мероприятия, тетради на кухне и всякая бумажная ахинея.
Зачастую обеспеченный муж среднестатистической учительницы готов самостоятельно уволить ее с работы, лишь бы она не занималась ерундой и чаще была дома.
Вопрос – а как же дети и учебный процесс? Ответ - а родители детей часто работают после работы?
Чем будет заниматься нормальный человек, придя с работы? Правильно, лежать на диване и смотреть телевизор.
Но учитель почему-то после работы должен готовиться к урокам, проверять тетради и, по мнению многих родителей, должен быть на связи круглосуточно. И если, не дай Бог, возникает какая-нибудь форс-мажорная ситуация, спрашивать будут не с родителей, а с учителя.
Поймали нетрезвого подростка в 23.00 – классный руководитель пишет характеристики и ворох бумаг о проделанной работе с «малолетним алкоголиком», а родители особо и не переживают.
Прогулял ребенок уроки – родителям все равно, а учителя начинают терзать. И так всегда и везде.
Обидно учителю? Да нет, наверное! Он привыкший ко всему этот учитель, у него шагрень вместо кожи и вместо сердца всем известный «пламенный мотор», просто иногда при сложении таких примитивных пазлов приходит в голову мысль – кто кому больше нужен – я школе или школа мне?
В этом году я решила больше не задавать себе эти вопросы – трудовая книжка лежит дома на столе. На свободу с чистой совестью… Почему?
Об этом и не только читайте на моем канале. Подписывайтесь!