____________________________________________________________________
Основы христианского вероучения
Цикл статей - 29/60
Ведущая: Известному французскому философу Рене Декарту принадлежат слова: «Человек ограничен во всем, а тот, кто ограничен, не может размышлять о безграничном». Когда мы думаем о безграничном, в первую очередь мы представляем себе Вселенную, Бога. Можем ли мы, будучи ограниченными, познать Бога, и каким образом это можно сделать?
Е. Зайцев: Это очень сложный вопрос. Не случайно то, что даже в рамках только христианской традиции существовали и продолжают существовать разные подходы к ответу на этот вопрос. Согласно, так называемой, апофатической традиции Бог непостижим. Бог представляет Собой трансцендентное существо, находящееся за пределами нашего мира и нашего познания. Мы ничего не можем сказать о Боге, потому что любое наше слово, любое определение будет умалять Бога. Мы будем Его ограничивать рамками своих словесных определений и как-бы будем творить Бога по своему образу и подобию.
Ведущая: Но есть и другая традиция, согласно которой Бог все же постижим. Сам Бог открывает себя человеку, и потому богопознание в принципе возможно.
Е. Зайцев: Вы правы. Если мы откроем Священное Писание, которое как раз-таки и представляет собой одну из форм Божьего откровения, то там мы прочитаем, что человек, несмотря на ограниченность в своих познавательных возможностях, призван познавать Бога. Я хочу начать нашу беседу с обращения к библейскому тексту, который записан в книге Притчи 3:6 – «во всех путях своих познавай Его [Бога]…». Бог действительно открывает Себя людям, и потому познание человеком Бога становится возможным.
Ведущая: А как Бог Себя открывает?
Е. Зайцев: Бог по-разному открывает Себя человеку. Прежде всего, есть пути общего богопознания, связанные с тем, что мир сотворен Богом. Естественно, любое произведение, дело чьих-то рук, несет на себе печать своего творца. Сотворенный Богом мир отражает в себе своего Творца. Мы можем видеть Бога в окружающем нас мире, в его удивительных законах, гармонии, красоте. Кроме того, мы можем, в определенном смысле, видеть Бога друг в друге, потому что по определению Священного Писания, человек – творение Божие, сотворенный по образу и подобию Божию. Не случайно, ранние отцы церкви говорили: «если вы встречаетесь с другим человеком, вы встречаетесь с Самим Богом»,
потому что человек – образ и подобие Божие.
Ведущая: Но вместе с тем, в мире много уродливого, много катастроф и бедствий, сам человек иногда ведет себя так, что трудно в нем увидеть Бога.
Е. Зайцев: Да, вы правы, так называемого общего богопознания в условиях греховной действительности совершенно недостаточно, чтобы мы могли познать Бога. Поэтому Бог открывает Себя также и более конкретным образом, являя волю Свою или весть через пророков. По сути дела, Библия есть ни что иное, как Божья воля или Божья весть, Божье Слово, записанное пророками. О Св. Писании сказано: «Ибо писали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Бог вдохновлял людей, специально призванных, на написание Его Слова. Библия открывает нам Бога, то, каков Он, какова Его воля, что Он желает видеть в нас, какую жизнь Он хочет видеть в нас. Библия как раз-таки и предназначена для того, чтобы человек мог познавать Бога и Его волю по отношению к нему. Кульминацией Божественного откровения является боговоплощение, то есть явление Сына Божия Иисуса Христа здесь на земле.
Ведущая: Мне кажется, об этой кульминации Божественного откровения очень хорошо сказал апостол, автор послания к Евр. 1:1-2: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».
Е. Зайцев: Совершенно верно. Апостол говорит здесь о последовательности Божественного откровения, о его нарастании в этом мире. Издревле Бог говорил через пророков, открывая им Свою волю, и эта записанная Божья воля вошла в то, что мы называем Словом Божьим или Библией. Но Бог не ограничивается только записанным Словом Божьим. Бог являет Себя в истинном Слове, в Сыне Своем, о Котором апостол Иоанн в своем Евангелии пишет так: «в начале Было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог». Здесь идет речь о Сыне Божьем, об Иисусе Христе. Будучи истинным Богом, Он становится одно с нами, Он становится человеком. Иоанн дальше пишет «и Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». То есть сохраняя полноту божества, Сын Божий воспринял и полноту человеческого естества, Он стал человеком для того, чтобы явить нам Бога, Небесного Отца, и это самое яркое, убедительное проявление Божьего откровения.
*******
Полная версия радиопрограммы
-------
Если вам понравилась статья и вы хотите читать наши другие публикации - подписывайтесь на канал Радиотелецентр "Голос надежды". А также не пожалейте сил и нажмите "Палец вверх" и/или поделитесь нашей статьёй с вашими друзьями в соц.сетях. Хотите узнать ещё больше интересного? Заходите на наш сайт, а на канале YouTube вы найдёте много видео на разные темы.
А ещё мы приглашаем вас в бесплатную Заочную Библейскую Школу!