В России опять дорожает бензин. Причем крайне резко и стремительно. Оптовые цены на топливо в мае выросли на 17,5 %. Казалось бы, ситуация для одной из богатейших нефтью стран абсурдная. Но тут уж ничего не поделаешь, живем мы в такой действительности, где черное вполне может оказаться белым. И интересен в данном случае не сам по себе рост цен, а то, почему это происходит и, главное, по чьей вине.
Итак, зайдем издалека. Нефтепереработка – очень затратный вид производства. Нефтеперерабатывающие заводы – это целые города, занимающие многие гектары и требующие для содержания и работы довольно многочисленный персонал. Это бизнес не для маленьких компаний, и даже не для средних, а для огромных корпораций с многомиллиардным оборотом.
И вот тут становится интересно, а что же это за компании, которые производят топливо из сырой нефти? Оказывается это никакой не секрет. Крупнейшие производственные мощности находятся у вполне знакомых каждому россиянину компаний:
· Роснефть (и поглощенная ею Башнефть)
· Лукойл
· Сургутнефтегаз
· Газпром нефть плюс сам Газпром
· Славнефть.
Все вместе они обеспечивают свыше 80 % переработки нефти в России.
При этом на государственные Роснефть с дочками и Газпром с дочками приходится больше половины переработки нефти в России. Вывод? Государство может спокойно диктовать цены на рынке бензина. И собственно оно это и делает, повышая их все выше и выше.
И вот тут у любого гражданина возникнет закономерный вопрос: если больше половины бензина в стране производится государственными компаниями, то почему оно так легко допускает столь стремительный рост цен на топливо? Тут можно сколько угодно рассуждать о конъектурных моментах, влиянии цен на внешних рынках, цене доллара, санкциях, инвестициях в производство (когда почти все нефтеперерабатывающие заводы в России построены еще во времена СССР). Но это просто отговорки в пользу бедных.
Реальность такова, что руководство государственных компаний заинтересовано в том же, в чем и руководство страны: максимальном изъятии денежных средств у населения. Только если государство изымает эти средства в бюджет, то госкомпании в свои карманы для последующего обогащения своих акционеров и руководителей.
В столь консолидированной и монополизированной отрасли как производство топлива в России не может быть никаких неожиданностей. Все максимально предсказуемо и объяснимо. И, что самое главное, поправимо. Главное, была бы политическая воля. Но как раз с этим у нас очень большие проблемы.