В советское время первый и второй отделы были близнецами и братьями. Если по-простому, то первый отдел организовывал секретное делопроизводство, хранил и выдавал сотрудникам под роспись папки с секретными документами и прочая, прочая, прочая.
Второй отдел занимался на предприятии вопросами гражданской обороны, а так как практически все, что касалось гражданской обороны было засекречено, то очень часто эти две службы сидели в организациях за одной общей железной дверью и кодовым замком.
Контингент сотрудников в них, как правило, на 60-80% состоял из отставных офицеров различных родов войск и званий. Это и понятно, за годы службы офицеры повсеместно сталкивались с секретами и документами такой степени важности. что на гражданке работа в режиме секретности не представляла для них большой сложности. Да и допуск для работы с секретами оформлялся им гораздо быстрей и проще.
В середине восьмидесятых в Российском республиканском объединении по оптовой торговле "Росхозторг" Минторга РСФСР общими вопросами секретного делопроизводства занималась кадровичка Татьяна, а гражданской обороной - старший инженер Валерий Александрович Стручков, отставной морской офицер, большой души человек, скромняга и весельчак.
Коллектив " Росхозторга" был преимушественно женским. Поэтому, кроме сплошь курящих тогда баб, на обязательный перекур выходили демократичный замгендиректора Владимир Александрович, пару специалистов из отдела по торговле мебелью - Андрей и Боря, геошник Валера и я, Шурик, тогда еще инженер отдела капитального строительства.
В этом же составе мужская половина объединения устраивала тогда еженедельные возлияния. Пили после работы часто и немало, видимо предвосхищая скорое введение в действие указа о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма.
Валерий Александрович всегда был душой этих посиделок, в любом состоянии сохранял трезвость ума и способность ориентироваться в окружающем пространстве, в меру рассказывал колкие анекдоты, а на пьяные вопросы о морской жизни говорил, что служил на корабле в Севастополе, выполнял долг перед Родиной.
Он был редкостным, пожалуй, единственным в моей жизни человеком, который никогда не говорил глупостей. Не говорил их ни на открытых партсобраниях, ни на еженедельных планерках у начальства, ни даже на занятиях по гражданской обороне. Если он давал советы нам - молодым, то они были конкретными и аргументированными, если журил - то всегда за дело и всегда без злости и с юмором.
И вот начало марта 1983 года. В большом клубе Министерства торговли РСФСР проходит торжественное собрание с последующим праздничным концертом по случаю предстоящего Дня Восьмого Марта. Зал набит битком в основном женщинами, сотрудницами подразделений Министерства, в предпоследнем ряду - Валерий Александрович, мебельщик Андрей и я.
На трибуне почетный гость, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Горячо поздравив женщин с Международным Женским Днем, и со знанием дела рассказав о роли прекрасного пола в борьбе за повышение культуры Советской торговли, космонавт в завершении сказал:
"Дорогие женщины, хочу с радостью сообщить что среди Вас присутствует мой товарищ, и в отдельных ситуациях и командир, а сейчас - Ваш коллега капитан второго ранга Стручков Валерий Александрович. Друзья-космонавты передают привет тебе Валера. Попрошу поприветствовать нашего капитана."
Что тут началось! Расфуфыренные и взбодренные шампанским дамы устроили овацию, разве что лифчики не бросали к потолку, зал встал. Красный и потный от смущения Валера тоже был вынужден встать и поверьте на его польском массового пошива штатском пиджаке не было ни одной орденской планки в такой предпраздничный день.
В общем, Стручков раскланивался, как Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета из кинофильма "Берегись автомобиля". И цветов он увез домой в этот женский день не меньше персонажа фильма Рязанова.
Наутро мы допросили героя с пристрастием. Итак, родившись в 1928 году в семье военного, детские годы Валера провел в Москве, учился в школе № 3, в 16 лет стал юнгой в учебном отряде катеров Дунайской речной флотилии, и краешком, в последние дни захватил войну.
Потом Военно-морское училище в Ленинграде, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант... , служба на различных судах и в разных должностях.
В семидесятые годы капитан второго ранга Стручков В.А. - командир поисково-спасательного судна "Апшерон". Об этом судне расскажу немного по-подробнее.
Первоначально это судно строилось как лесовоз и в ноябре 1964 года под названием "Вагалес" вошло в состав Балтийского морского пароходства. В 1968 году "Вагалес" был переоборудован в Севастополе в поисково-спасательный карабль и под новым названием "Апшерон" вошел в состав только что сформированной Эскадры Специального назначения ВМФ СССР.
Корабли этой эскадры, меняя один другого, постоянно находились в Индийском океане. Порой суда не заходили в Черное море по 11 месяцев.
По официальной версии, которой только и придерживался Валерий Александрович, основной задачей "Апшерона" была совместная с Центром по подготовке космонавтов СССР отработка регламента действий во время посадки спускаемых аппаратов в воды Индийского океана и тренировки, тренировки, тренировки...
По моему, сугубо штатскому, мнению дилетанта "Апшерон" безусловно занимался в Индийском Океане и определенной разведывательной деятельностью. Но повторяю - это мое частное мнение, не имеющее подтверждения.
В Индийском океане и началось сотрудничество и дружба кавторанга Стручкова с нашими легендарными космонавтами. Георгий Береговой, Валерий Быковский, Павел Попович, Виктор Горбатко , Борис Егоров и многие многие советские космонавты побывали в те годы на борту "Апшерона".
Надо сказать, что отношение в обществе к космонавтам тогда, в восьмидесятые годы, и сейчас - две большие разницы. Сегодняшний космонавт - да Герой России, но таких в этой жизни сотни. Тогда первые космонавты были небожителями, или в переводе с древнегреческого жителями неба, то есть богами.
Испытания специального оборудования, учения по поиску спускаемых аппаратов в реальных условиях открытого океана, тренировки и еще раз тренировки, а потом и другие мероприятия, о сути которых нам, работникам Советской торговли, знать тогда было не положено.
А в перерывах между тренировками и испытаниями празднования Дня Нептуна , дней рождения, а также советских и не очень праздников, ну и, конечно, заходы в порты Азии, Африки, Южной Европы.
Демобилизовавшись в 1976 году, Валерий Александрович возвращается в Москву, несколько лет работает в системе Министерства речного флота РСФСР, а в 1981 году переходит к нам в "Росхозторг" на должность старшего инженера по гражданской обороне и трудится здесь до окончательного ухода на пенсию в 1994 году.
За годы работы в "Росхозторге" Стручков В.А. принимал активное участие в общественной жизни коллектива: во время субботников в подшефном совхозе Дмитровский был кошеваром, а однажды на новогоднем межсобойчике исполнил роль Деда Мороза благо имел подходящую комплекцию, а свой невысокий рост компенсировал классным юмором.
Кроме того, Валерий Александрович был судьей на лыжных соревнованиях, посвященных очередному съезду ВЛКСМ, неоднократно избирался в партком и местный комитет. За успехи в работе несколько раз награждался почетными грамотами, отличник Советской торговли.
После достопамятного торжественного собрания он прикрепил к лучшему пиджаку узенькую планочку на две орденские колодки и одевал этот пиджак только в предпраздничные дни. Полный Военно-Морской "иконостас"нашего героя я видел только на фотографиях.
Скончался Валерий Александрович в 2008 году после тяжелой и продолжительной болезни и похоронен на Преображенском кладбище Москвы. "Апшерон" не надолго пережил своего капитана, в мае 2009 года судно было списано, а в конце 2009 года - отбуксировано в болгарский порт Бургас на слом
Многие мои знакомые, прочитав черновик этого материала спрашивали уж не слабоумным ли был Валерий Александрович, что ни заработал ни виллы на Маврикии, ни счета в зарубежном банке, да и трудовую деятельность закончил в скромной должности инженера по Гражданской обороне.
Нет, у Валеры достаточно было ума, чтобы отдавать четкие приказы подчиненным в семибальный океанский шторм, грамотно организовывать учебу космонавтов, а после расставания с флотом продолжить жизненное плавание в совершенно неизвестных ему условиях. И в преферанс он больше трех взяток на мизере никогда не брал, уж поверьте моему опыту. Капитан второго ранга в отставке Стручков В.А. был Человек мало понятной сегодня породы...
Выражаю огромную благодарность вдове покойного Стручковой Анне Петровне за предоставленные фотографии из личного архива. Кроме того, с Анной Петровной уточнялись изложенные факты и даты биографии Валерия Александровича.
А еще она мне рассказывала каких тощих, голенастых и синюшних кур приносил Валера в конце 80-х в минторговских праздничных заказах...И всего Валерий Александрович и Анна Петровна прожили вместе почти 30 очень счастливых лет.
Фактические данные о судне "Апшерон" частично были сообщены автору героем публикации, частично взяты из открытых источников.
Буду благодарен за любой положительный или отрицательный отзыв, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал
Другие мои публикации читайте здесь: Задолго до Сочинской Олимпиады. Дорога к храму и ее окрестности. Если бы не перестройка. Как полезно иногда быть блогером. Два старых стихотворения.