Нереализованный проект поезда от железнодорожных инженеров-новаторов из Советского прошлого.
Смелая идея поместить ядерный реактор в локомотив поезда посетила выпускников "Бауманки" А. Степанова и В. Шайкова в 1956 году.
По своей задумке, он должен был состоять из двух смежных секций. В первой из которых, размещалась реакторная установка, представляющая из себя цилиндр с графитовыми блоками высотой около двух метров, куда вставлялись циркониевые трубки с ядерным топливом. В качестве него был выбран естественный Уран, на 2% обогащенный изотопом Урана-235.
В первой секции также должны были расположиться водоподогревательный котел, испаритель и теплообменник.
Для охлаждения реактора предполагалось использовать жидкий натрий, который протекал по зазорам между циркониевыми трубками и урановыми стержнями.
Процесс теплообмена от работы ядерной установки при этом должен нагревать водяной котел и вырабатывать пар температурой 400°C и давлением 80 атмосфер.
Во второй секции инженеры разместили паровую турбину и электрический генератор.
Таким образом, атомовоз представлял из себя некий турбоэлектровоз, электричество в который поступало от процесса ядерной реакции и выработки пара, заставляющего крутиться турбину электрогенератора и вырабатывать на выходе 7-10 тысяч лошадиных сил.
К сожалению, воплотить свою идею в жизнь молодым инженерам так и не удалось и все закончилось лишь успешной сдачей студентами дипломного проекта.
Однако, идею подняли из ящика в начале 80-x на Коломенском тепловозостроительном заводе и попытались её развить тем, что вместо двух секций хотели использовать три, при этом ядерная электростанция БОР-60 располагалась по центру, а по бокам тяговые электроагрегаты. За основу шасси для них был взят тепловоз 2ТЭ116.
Но тут подоспела перестройка и все разработки быстренько свернули...
В 1950-x идеей создания ядерного тягача для грузовых перевозок занимались и в США: проект др.под кодовым названием X-12, даже получил грант от правительства, но затем был забракован из-за недостаточной безопасности. Затем появился концепт атомовоза Брюса Ганнелла, который отличался от предшественников тем, что вместо паровых турбин, крутящихся за счет реактора, должен был быть использован газотурбинный ядерный двигатель. Но и с ним не сложилось: стоимость производства одного локомотива превышала бы аналогичный по мощности тепловоз.
Понятно, что основная проблема данного типа локомотива была бы невозможность полноценно защитить весь основной состав поезда и экипаж от радиоактивного излучения. Также большой проблемой была бы разместить ядерный реактор весом в несколько сотен тонн на шасси типового поезда и чтобы при этом обычная железнодорожная колея от этого не пострадала.
---------
Ж/д билеты без очередей ищите на FLYDEX.ru