Навигация по статье:
Монохром -> Присвоение цвета -> Секрет синего -> Девушки-кисти.
Речь идёт об Иве Кляйне - художнике и учителе дзюдо [1928–1962]. Этот чудак интересен своим необычным подходом к искусству – монохромностью. Он считал, что линии на бумаге подобны решетке, которая сковывает умы людей и задает определенный вектор мысли. Именно поэтому в своих работах он использовал лишь один цвет, который ведет к освобождению человека от оков навязанных образов и идей.
Серия подобных работ, а также различных синих рельефов – это поверхность космических планет с их неровностями: буграми, кратерами и прочими объемными объектами.
🔵 Его изюминка состоит в том, что художник, внимание, создал свой оттенок синего цвета и запатентовал его, чтобы никто не мог использовать пигмент в своих работах! Фирменный International Klein Blue (IKB).
🔵 Вы уже понимаете, что в этом заложен еще и глубокий смысл!
Кляйн был участником французской группы "Новый реализм". Коллектив придерживался идеи создания новых форм в искусстве и выступал с манифестом против станковой живописи. Этим объясняется уход художника от традиционных форм и методов рисования.
Следуя концептуализму, Кляйн развивал идею пустоты и безграничности пространства и космоса.
Художник устроил выставку "Пустота"с белыми стенами. Вы спросите: "А разве так можно было?" В контексте творчества Кляйна – можно. Пустота – это то пространство, в котором оказывается человек перед миром. В понимании художника Она не просто ноль, а глубь и бездна, таящая в себе нечто мистическое и абсолютное. Оказавшись наедине с пустотой, человек должен был прозреть.
СЕКРЕТ СИНЕГО:
➖ В основе концепции синего цвета лежат детские воспоминания о небе, которые помогли художнику осознать бескрайнее и нематериальное пространство, окружающее Вселенную.
➖ IKB – цвет неба и воды. Два пространства, которые открывают вход в другую реальность. Еще синий – это глубина космоса. При долгом взгляде на работы можно погрузиться в неизведанное пространство галактики, прочувствовать необъятную величину Вселенной.
➖ В религиозной символике католицизма, которому придерживался Кляйн, цвет сопоставляется со Святым Духом. Историки искусств дополняют символику синего, упоминая его в связи с оттенком накидки Мадонны, да и вообще, часто употребляемым цветом в классическом искусстве.
Получается, что, с одной стороны, художник отсылает нас к искусству прошлого, против которого выступает, с другой стороны, экспериментируя с цветом, добавляет в него свой смысл, свойственный времени.
🔵 Эта история о том, что живопись остаётся прежней, однако меняются методы ее создания и придается новое осмысление.
Художник пространства бросается в пустоту или Человек в Космосе
Конечно же, это монтаж! Художник этим фото бросил вызов гравитации. Одна из необычных выходок, потрясшая зрителей: "А что дальше?/ А как он приземлился?" – обычные вопросы, интересующие всех людей, которые останутся наблюдателями, а не участниками космических полетов.
Антропометрии (измерение человеческого тела)
И вот самая скандальная выходка художника, которая осуществилась в рамках манифеста группы "Новый реализм", выступающей против традиционной живописи:
Перформанс открыл новый подход к фигуративной живописи! Ив Кляйн использовал девушек не в качестве натурщиц, а как кисти. Они обмазывали себя фирменным цветом IKB и "отпечатывали" изображения на холсты, оставляли своими телами чувственные мазки.
Сам же художник предстал в костюме, и его целью было – не запачкаться. Для большего эффекта в рамках перформанса гостям предлагались коктейли синего цвета.
Этим перформансом Ив Кляйн разрушил традиционные отношения между художником и натурщицей. Если раньше обнаженных женщин писали на холстах, то теперь сами женские тела могут писать картины, следуя сценарию художника.
🔵 Хотите побывать на перформансе Ива Кляйна? Ставьте лайки, если да и просто, чтобы поддержать меня.
Ваш дикий искусствовед
Кристина Рамли!