Привет всем!!! :-))) Редкий критик может говорить честно о современном искусстве.
Уже покойный известный американский искусствовед и критик Роберт Хьюз (англ. Robert Hughes) снял очень интересный познавательный фильм «The Mona Lisa Curse» («Проклятие Моны Лизы») o современной коммерциализации и фетишизации искусства. Фильм повествует о смене статуса и роли искусства в обществе, изменении роли музеев, анализирует механизмы, которые способствуют выхолащиванию данной сферы: появление «мыльных пузырей», вырастающих вокруг предметов современного искусства, стремление коллекционеров и меценатов к влиянию, навязывание мнений и низкопробного вкуса, прививание надуманных идеалов в искусстве и т.д. В качестве иллюстраций данного текста я публикую соответствующие, на мой взгляд, работы современного искусства.
Кстати, формирование цены на то или иное произведение искусства – сложный процесс, в котором задействовано множество явных участников (художников, галеристов, коллекционеров) и скрытых участников-посредников. Галереи и аукционные дома используют разный подход к формированию цен на произведения искусства. Галереи занимаются торговлей искусством, они его изучают, продвигают и считают свою миссию более возвышенной (на долю галерей приходится 56% от всей торговли произведениями искусства). А аукционные дома продают товары (им неважно, предмет это искусства или панталоны известной актрисы).
Из последних удивлений – выставка, начинающаяся с 19 июня 2019 г. в Москве. Чучело лошади, подвешенное под потолком ГМИИ им. А. С. Пушкина. Работа итальянского художника-самоучки Маурицио Каттелана (итал. Maurizio Cattelan) из «Коллекции Fondation Louis Vuitton. Избранное».
В отличие от известных художников начала XX века – Пабло Пикассо, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Маурицио Каттелан никогда не получал художественного образования, что не мешает ему успешно продавать свои провокационные произведения. Например, его скульптура «La Nona Ora» (Папа Римский убитый метеоритом) была продана в 1999 году за 800 тысяч долларов.
Удивительно, почему Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина принимает в этом участие? Каким образом чучело относится к изобразительному искусству???
Такие чучела (как и другие странные предметы современного искусства) обычно выставляют не в классических музеях (например, Эрмитаж, Лондонская Национальная галерея, галерея Уффици, Дрезденская галерея, музеи Ватикана и другие), а в музеях современного искусства – например, ММОМА. Похожая работа Маурицио Каттелана была выставлена до этого в ММОМА во Франкфурте-на-Майне в Германии.
На сегодняшний день оборот рынка современного искусства составляет свыше 18 млрд. долларов в год... Рынок искусства – самый нерегулируемый рынок в мире после рынка наркотических веществ.
Понятное дело, что когда речь идет о таких огромных деньгах без «мыльных пузырей», вырастающих вокруг низкопробных предметов современного искусства, подделок шедевров, афер и виртуозных мошеннических схем не обойтись.
Такие же странные впечатления произвела и выставка известного голландского художника-абстракциониста Маттейса Шольтена (нидерл. Matthijs Scholten). Мой видеорепортаж об открытии его выставки.
Эксперты утверждают, что сегодня рынок мирового искусства буквально переполнен копиями работ знаменитых мастеров, которые выдаются за оригиналы и продаются за огромные деньги. Известен даже случай, когда одна из поддельных картин, изготовленных супружеской парой мошенников из Санкт-Петербурга, оказалась в личной коллекции президента России Владимира Путина.
Но вернемся к арткритике. Роберт Хьюз за свой фильм «Проклятие Моны Лизы» получил награду «Emmy». Краткое содержание фильма на русском языке можно посмотреть здесь – http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/58452.
«Я немного знал Энди Уорхола. Он был одним из самых глупых людей, которых я когда-либо встречал…» (Роберт Хьюз, цитата из фильма «The Mona Lisa Curse»).
Критик Роберт Хьюз нелестно высказывался о творчестве Энди Уорхола. Хотя Уорхол создавал, можно сказать «шедевры» при сравнении с творчеством, например, Йоко Оно. Она всю жизнь прокантовалась как авангардный и концептуальный художник, певица и деятель искусства. И ни один из критиков не нашелся, что сказать.
Ретроспективу ее творчества за почти 60 лет можно было наблюдать в музее Гуггенхайма в Бильбао. Муха, ползающая в волосах на ее лобке и два скромных презерватива отображают, наверное, сущность какой-то великой идеи. Нам, простым смертным, не понять. Репортаж с данной выставки можно посмотреть, например, в программе «Орел и решка» о Бильбао с 11-й минуты.
Моя реакция, как и у любого адекватного зрителя на такие «художества» может быть только такой. :-000
Также Йоко Оно и поет. Например, она выступала на культовом фестивале «Гластонбери». Комментарии к видео ее выступления на «YouTube» кардинально разняться от «Блеяние козла», «Джон Леннон сам попросил, чтобы его застрелили» и «Если присмотреться, у всех слушателей из ушей течет кровь» до «Это восхитительно!!! Она всю жизнь рвала шаблоны…»
Никто не говорит, что надо жить в тени у известного мужа. Линда Истман (жена Пола Маккартни) была журналистом и талантливым фотографом. Речь идет о наличии способностей или их отсутствии.
И жаль, что не все критики могут также смело высказываться о современном искусстве как Роберт Хьюз.