Есть огород, свободное жильё, а может быть… яхта? Не такой уж ты и бедный. Прокормить себя сможешь, и в пособиях не нуждаешься. Некоторые региональные власти пришли к выводу: если таким «ленивым» малоимущим не платить пособия, то можно сэкономить, а деньги потратить на «истинных» бедных. Часть экспертов соглашаются, что не всем нуждающимся необходимы пособия. Другие считают, что «указывать» на огороды или квартиры, слишком цинично, а бедными такие люди перестанут быть только на бумаге. А пока критерии «мнимой» бедности не ясны, это может привести к напряжённости в обществе.
Садовода земля кормит
Платить пособия огородникам, даже если те входят в число малоимущих граждан, чиновники из ряда российских регионов не видят смысла. Как пишут «Известия», представители региональных властей, в рамках пилотного проекта по снижению числа малоимущих, посчитали, что те бедные граждане, которые владеют огородами или свободной недвижимостью, могут «прокормиться» без помощи государства. А вот деньги, которые удастся освободить, можно потратить на пособия для «истинных» малоимущих.
Бедные, но недостаточно
Чиновники Татарстана, Кабардино-Балкарии, Приморского края, Липецкой, Ивановской, Нижегородской и Томской областей подвели предварительные итоги пилотного проекта и направили документы в Минтруд. Власти Ивановской области, например, считают, что есть некая группа «ленивых» малоимущих, у которых средства для существования есть. Например, свободное жильё, но пользоваться для дополнительного дохода они им не хотят. Однако могли бы сдавать в аренду или продать квартиру, выращивать на огороде продукты питания.
В Томской области предложили учитывать кредиты, доходы от ведения садов и огородов, стоимость аренды жилья. Также власти региона считают, что некоторые бедные «недостаточно замотивированы разбогатеть», и тем гражданам, которые не выполнили условия социального контракта в помощи нужно отказать. Например, если человек пособием воспользовался, но курс повышения квалификации не прошёл, на работу не устроился, подсобное хозяйство не развивал. В Нижегородской области для таких граждан и вовсе предложили ввести ответственность.
Критерии нуждаемости уже скорректировали в Кабардино-Балкарии и Татарстане. С 1 апреля ежемесячные пособия на ребёнка и пенсионные выплаты на проезд в Татарстане рассчитывают при учёте не только доходов, но и имущества получателей. Например, те, кто владеет яхтой, летательным аппаратом, снегоходом, двумя авто новее трёх лет, выплаты не получает. Не назначают пособия владельцам квартир и дач, площадь которых больше 40 кв метров на одного члена семьи. Освободившиеся средства чиновники направят на поддержку многодетных семей, но оценить размеры помощи получится только после 2020 года.
«Последнее отбирают!»
Эксперты разошлись во мнениях, относительно предложения российских чиновников. К примеру, завкафедрой Российского государственного социального университета Михаил Гундарин отметил, что вопрос предложения – в «социальной справедливости». Эксперт считает, что дело не в деньгах, а факте: кто получает пособия? Например, те же «несчастные три тысячи» получают и те, кому «один раз в ресторан сходить», и те, кому они «реально облегчают жизнь», пояснил Гундарин. Неформальная занятость рушит статистику благосостояния региональным властям, а в бюджет выплат не приносит.
Особенно это касается сельских регионов, вроде Алтайского края. Там и правда есть формально безработные, имеющие прекрасный доход. Но есть и реально нуждающиеся. И как отделить, четко и однозначно, одних от других? И возможно ли это сделать вообще? Явно не по признаку наличия огорода…», — поясняет эксперт.
По мнению Гундарина, многие граждане воспримут работу в этом направлении как «последнее отбирают!». Дело в том, что критерии, по которым можно определить, кто реально имеет право претендовать на выплаты, а кто нет – не определили. «Переделывать» пособия в федеральном масштабе вряд ли будут, а на местах проект вряд ли кому-то будет полезен, включая власть, заключил эксперт.
«Проблему не решит»
Экономист Константин Селянин в интервью Ura.ru рассказал, что отмена госпособий для «ленивых» граждан «не решит проблему бедности». Формально люди с низким доходом просто перестанут быть нуждающимися – но это не поменяет сути.
По мнению эксперта, решать проблему можно иным путём – принимать экономические меры, вводить реформы, которые помогут людям повысить доход, платить больше налогов. Так больше денег будут поступать в бюджет.
Но некоторых получателей адресных пособий сегодня в самом деле нельзя назвать малоимущими, считает представитель РАНХиГС Елена Гришина. Около 53% получателей пособий в 2017 году не были бедными по данным исследований лаборатории Института социального анализа и прогнозирования. Да и размер адресных пособий крошечный – 9% от уровня прожиточного минимума региона.
«Отнять у недостаточно бедных и отдать нищим»
Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов считает, что такой принцип не сильно отразится на общих показателях состоятельности населения. Даже если регионы будут получать дополнительное финансирование из федерального бюджета. А предложение «прокормиться с помощью огорода» эксперт и вовсе посчитал циничным. Конечно, продукты питания для себя на грядках вырастишь, а вот коммуналку ими вряд ли оплатишь.
Чтобы решить проблему бедности в стране, нужно создавать рабочие места, уверен Сафонов. Только когда есть высокий спрос на труд, социальный контракт возымеет эффективность. Эксперт отталкивается от опыта Франции и Великобритании. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова отметила, что в России только треть случаев успешна с такой формой поддержки.
«В критериях смысла нет»
Регионы, которые участвуют в пилотном проекте по снижению уровня бедности, столкнулись с проблемой: средств на помощь малоимущим не хватает. Отсюда у властей и возникли идеи привлечь деньги из федерального бюджета. В Томской области пособие по уходу за ребёнком до трёх лет предложили платить из государственной казны.
В Нижегородской области считают, что нужно сплотить финансовые усилия региональной власти и федеральной. Часть социального контракта в Новгородской области предлагают финансировать из госбюджета.
Муниципалитеты устанавливают критерии нуждаемости с 2014 года. Именно эти параметры определяют меры социальной поддержки. Чтобы семья могла претендовать на пособия, средний доход на одного члена не должен превышать однократную или двукратную величину прожиточного минимума в определённом регионе.
В Минтруде не видят смысла устанавливать единые критерии по всей России, чтобы назначать выплаты. В ведомстве это объясняют разницей ситуаций в регионах. В каком-то субъекте страны средняя зарплата и прожиточный минимум выше, в каком-то – ниже. Но опыт тех регионов, которые в пилотном режиме вводят для себя какие-то определённые критерии, учитывают по всей стране.
Вдвое снизить уровень бедности в прошлом году поручил президент РФ Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию. Задача, которую поставил глава государства, предполагает, что к 2024 году должно до 9,7 млн человек сократиться число малоимущих – то есть на 66%. Пилотные проекты по снижению уровня бедности стартовали 1 декабря 2018 года, а должны завершиться 30 ноября 2019 года. Сейчас финансовой и организационной стороной занимаются региональные власти. Если инициатива с отказом выплат «мнимым» малоимущим всё же пройдёт, то их число и правда снизится. Но, видимо, только формально.