Найти тему
История на местности

«Женевская карусель», санитарный трамвай и другие особенности Савеловского вокзала

Никита Андреев

Перечисляя в уме московские вокзалы, легко забыть о Савеловском: с него не ходят поезда дальнего следования, да и стоит он где-то на отшибе. Местность между Бутырской слободой стрельцов и Бутырской заставой никогда не была бойкой: огороды, сады — словом, глухая окраина. Правда, рядом Бутырская тюрьма наводит колорита.

В 1886 году к Бутырской заставе подвели две линии конки: одну со стороны центра, другую — через поля к Петровской академии (ныне Тимирязевка). В полях конка не прижилась, поэтому в 1891 году ее сменил паровой трамвай, в народе известный как «паровичок». На этом «паровичке» работал кондуктором писатель Константин Паустовский, разжалованный из вагоновожатых после аварии в центре Москвы.

В 1897 году Савва Мамонтов начал строить Бутырский вокзал для обслуживания линии до села Савёлова и потом до Углича, Калязина и Рыбинска, которые на тот момент переживали экономический подъем. Автор проекта — некий А. С. Сумароков.

Через два года от Бутырской заставы до Петровского парка по Нижней Масловке пустили первый в Москве электрический трамвай. Параллелньо с этим Савву Мамонтова арестовали и разорили, поэтому строительство Бутырского вокзала замедлилось.

Расположение Савеловского вокзала на фоне карты 1859 года
Расположение Савеловского вокзала на фоне карты 1859 года
На фото 1899 года видно всё сразу: деревянная будка городового, две кордегардии Бутырской заставы, перепутье парового и электрического трамвая
На фото 1899 года видно всё сразу: деревянная будка городового, две кордегардии Бутырской заставы, перепутье парового и электрического трамвая
Сейчас вид такой. Фото: Яндекс
Сейчас вид такой. Фото: Яндекс

Бутырский вокзал открыли в 1902 году. За пять лет построили одноэтажное здание с двухэтажным центром, где размещались служебные квартиры. Из ансамбля станции до наших дней сохранилась красивая водонапорная башня и некрасивое, но все-таки подлинное веерное депо.

Через несколько лет архитектор Иван Струков перекинул через площадь Бутырский виадук. В 1912 году Бутырский вокзал переименовали в Савеловский. Примечательно, что оправданный судом Савва Мамонтов остаток жизни тихо провел в Бутырках — не в тюрьме, а в одноименном районе.

Скажут же: Савельевский вокзал! 1903 год, однако
Скажут же: Савельевский вокзал! 1903 год, однако
Вид на Бутырский вокзал в начале XX века. Сейчас на месте съемки эстакада
Вид на Бутырский вокзал в начале XX века. Сейчас на месте съемки эстакада
Вокзал крупным планом в те же годы
Вокзал крупным планом в те же годы
1912, свеженький Бутырский путепровод
1912, свеженький Бутырский путепровод
Санитарный трамвай в годы Первой мировой войны. Насколько я понял, на таких трамваях перевозили раненых из санитарных поездов в госпитали
Санитарный трамвай в годы Первой мировой войны. Насколько я понял, на таких трамваях перевозили раненых из санитарных поездов в госпитали
1918 год, в Москве голод. Мешочники отправляются челночить за хлебом, чтобы потом спекулировать в Москве
1918 год, в Москве голод. Мешочники отправляются челночить за хлебом, чтобы потом спекулировать в Москве
Работники паровозного депо Москва-Бутырская на фоне водонапорной башни, начало 1920-х
Работники паровозного депо Москва-Бутырская на фоне водонапорной башни, начало 1920-х
1 мая 1932 года, инсталляция «Женевская карусель» на площади Савеловского вокзала. Так высмеивали Лигу Наций за то, что она не хотела принимать в свои ряды СССР
1 мая 1932 года, инсталляция «Женевская карусель» на площади Савеловского вокзала. Так высмеивали Лигу Наций за то, что она не хотела принимать в свои ряды СССР
Скульптурная группа «Октябрь» у Савёловского вокзала, 1930-е
Скульптурная группа «Октябрь» у Савёловского вокзала, 1930-е
Савеловский сквер, 1937
Савеловский сквер, 1937
Савеловский сквер в 1952 году
Савеловский сквер в 1952 году
Мы знаем это место таким. Фото: Яндекс
Мы знаем это место таким. Фото: Яндекс
1949 год, дом инженера путей сообщения возле веерного депо
1949 год, дом инженера путей сообщения возле веерного депо
1963, старый путепровод доживает последние дни
1963, старый путепровод доживает последние дни

В 1960-е на площади построили крупнейшую на тот момент в Москве Савеловскую эстакаду, при этом снесли старый виадук. В конце 1980-х историческое здание Савеловского вокзала надстроили дополнительным этажом. Если бы тогда знали, что скоро пассажиропоток резко снизится, то и не начинали бы, наверно.

31 декабря 1988 года открылась станция метро «Савеловская» серой ветки — прямо под Новый год. 30 декабря 2018 года открыли «Савеловскую» большого кольца — тоже под Новый год.

Начало 1970-х, ошеломительный вид на Савеловскую эстакаду без пробок. Вдали едва виден Савеловский вокзал, весь покрытый зеленью, абсолютно весь
Начало 1970-х, ошеломительный вид на Савеловскую эстакаду без пробок. Вдали едва виден Савеловский вокзал, весь покрытый зеленью, абсолютно весь
Реконструкция Савеловского вокзала, 1991 год
Реконструкция Савеловского вокзала, 1991 год
Результат реконструкции, 1996 год. Сейчас цвет другой. Фото: Э. Соколов
Результат реконструкции, 1996 год. Сейчас цвет другой. Фото: Э. Соколов

На сегодняшний день Савеловский вокзал — единственный вокзал Москвы, с которого нет поездов дальнего следования, а есть только электрички.

Подписывайтесь на канал. Эта статья — десятая часть виртуального путешествия «Вокзалы Москвы». Там внутри карта, чтобы все встало на свои места.
«В смысле, десятая часть? Разве вокзалов не девять?» Пройдите по ссылке, узнаете!
Остальные виртуальные путешествия (Селигер, Электрозаводская, Сухаревская и т. п.)
Понравилась статья — ставьте лайк, ведь лайк — двигатель интернета. Вам — секунда, а мне — вдохновение.