Никита Андреев
Перечисляя в уме московские вокзалы, легко забыть о Савеловском: с него не ходят поезда дальнего следования, да и стоит он где-то на отшибе. Местность между Бутырской слободой стрельцов и Бутырской заставой никогда не была бойкой: огороды, сады — словом, глухая окраина. Правда, рядом Бутырская тюрьма наводит колорита.
В 1886 году к Бутырской заставе подвели две линии конки: одну со стороны центра, другую — через поля к Петровской академии (ныне Тимирязевка). В полях конка не прижилась, поэтому в 1891 году ее сменил паровой трамвай, в народе известный как «паровичок». На этом «паровичке» работал кондуктором писатель Константин Паустовский, разжалованный из вагоновожатых после аварии в центре Москвы.
В 1897 году Савва Мамонтов начал строить Бутырский вокзал для обслуживания линии до села Савёлова и потом до Углича, Калязина и Рыбинска, которые на тот момент переживали экономический подъем. Автор проекта — некий А. С. Сумароков.
Через два года от Бутырской заставы до Петровского парка по Нижней Масловке пустили первый в Москве электрический трамвай. Параллелньо с этим Савву Мамонтова арестовали и разорили, поэтому строительство Бутырского вокзала замедлилось.
Бутырский вокзал открыли в 1902 году. За пять лет построили одноэтажное здание с двухэтажным центром, где размещались служебные квартиры. Из ансамбля станции до наших дней сохранилась красивая водонапорная башня и некрасивое, но все-таки подлинное веерное депо.
Через несколько лет архитектор Иван Струков перекинул через площадь Бутырский виадук. В 1912 году Бутырский вокзал переименовали в Савеловский. Примечательно, что оправданный судом Савва Мамонтов остаток жизни тихо провел в Бутырках — не в тюрьме, а в одноименном районе.
В 1960-е на площади построили крупнейшую на тот момент в Москве Савеловскую эстакаду, при этом снесли старый виадук. В конце 1980-х историческое здание Савеловского вокзала надстроили дополнительным этажом. Если бы тогда знали, что скоро пассажиропоток резко снизится, то и не начинали бы, наверно.
31 декабря 1988 года открылась станция метро «Савеловская» серой ветки — прямо под Новый год. 30 декабря 2018 года открыли «Савеловскую» большого кольца — тоже под Новый год.
На сегодняшний день Савеловский вокзал — единственный вокзал Москвы, с которого нет поездов дальнего следования, а есть только электрички.
Подписывайтесь на канал. Эта статья — десятая часть виртуального путешествия «Вокзалы Москвы». Там внутри карта, чтобы все встало на свои места.
«В смысле, десятая часть? Разве вокзалов не девять?» Пройдите по ссылке, узнаете!
Остальные виртуальные путешествия (Селигер, Электрозаводская, Сухаревская и т. п.)
Понравилась статья — ставьте лайк, ведь лайк — двигатель интернета. Вам — секунда, а мне — вдохновение.