Для начала освежим в памяти элементы дороги. Дорога = проезжая часть + тротуар/обочина. То есть проезжая часть, это то место, где непосредственно ездят автомобили, шириной от края тротуара с одной стороны, до края тротуара с другой. Для организации безопасного движения, и чтобы водитель не терялся на дороге, проезжую часть делят на полосы, нанося соответствующую разметку. Если разметка есть, то водитель обязан двигаться в своей полосе - наезжать на разметку можно только при перестроении, а внутри своей полосы необходимо не забывать про боковой интервал. Но дороги разные, разметка отличается, а где-то ее вообще нет. Как же тогда ориентироваться?
- Двухполосная дорога. Одна полоса в одну сторону, другая - в обратную. На такие дороги обычно наносится прерывистая осевая линия разметки, которая отделяет нашу полосу от встречки. Прерывистая линия даёт нам право выезжать на встречку для обгона или объезда препятствия, но постоянно двигаться по встречной полосе нельзя. Сплошная осевая линия используется на опасных участках дороги, где выезд на встречную полосу запрещён, например в повороте или на подъеме. Если на дороге отсутствует разметка, или она, к примеру, заметена снегом, а сама дорога по своей ширине определяется как двухполосная, то водитель должен самостоятельно «на глаз» разделить ее на две полосы и занять ту, что справа. То есть отсутствие разметки не даёт нам права ехать посреди дороги. Что касается обгона, то если разметки и запрещающих знаков нет, то и запрета нет. Однако важно помнить, что независимо от разметки, обгон на пешеходных переходах, мостах, в тоннелях и т.д. (см. П.11.4) запрещён. И что касается случаев, когда сплошная спрятана под снегом - здесь тоже есть свои нюансы, лучше воздержаться от выезда на встречку.
- Трехполосная дорога. Например, две полосы в одну сторону разделены между собой пунктирной линией, и одна полоса в обратную сторону - отделена сплошной. Если в вашем направлении одна полоса - то вы так и едете по ней, на сплошную не наезжая. Если в вашем направлении две полосы - можете ехать по любой, какая больше нравится. Но! Только в населённом пункте, если нет знака 5.3 «Дорога для автомобилей». Перенесём эту дорогу за город, или поставим знак 5.3, который вводит ограничение скорости 80 км/ч - и, при свободных правых, левую полосу нужно будет сразу освободить. Только в городе, где ограничение 60 км/ч, на двухполосной дороге можно занять любую из них. На магистрали, на дороге для автомобилей, на загородном шоссе - движемся по правой полосе, выезжаем на левую только для опережения. Это сделано, что бы развести встречные потоки максимально далеко друг от друга, и отделить друг от друга тех, кто едет быстро и тех, кто едет медленно.
- Трехполосная дорога с прерывистой разметкой. Перед вами три полосы и ни одной сплошной линии. Где ехать? В таком случае обе крайние полосы - для вас и для встречки, а средняя полоса - для обгона, поворота налево и разворота. Ехать постоянно по ней нельзя- обогнали и вернулись в правую полосу. Важно! Не смотря на прерывистую разметку, выезд на крайнюю левую полосу запрещён. Это - лишение прав. Если дорога определяется как трехполосная, но разметки нет, то водитель должен разделить ее визуально на две части, как будто она двухполосная с широкими полосами, и держаться правее.
- Многополосная дорога - любая дорога, где больше трёх полос. Например две полосы в одну сторону, две в другую, между ними всегда двойная сплошная. Как говорилось выше - в городе выбираем любую полосу, за городом держимся правее. Самое главное отличие - полный запрет на выезд на встречную полосу. На двухполосной дороге у нас была прерывистая осевая линия, которая сменялась сплошной - там ещё можно было обгонять. На трёхполосной дороге у нас была средняя полоса для обгона. А на многополосных дорогах водитель может находиться только на своей половине дороги, любые манёвры - на перекрёстках и там где это разрешено знаками. Даже если двойная сплошная спряталась в сугробе - вы видите, что в каждом направлении по две полосы, значит на встречку нельзя.
- Многополосная дорога, три и более полосы в одну сторону. Все тоже самое, но теперь в городе левую полосу можно занимать только при интенсивном движении, для поворота налево и разворота ( на грузовике с разреш. макс. массой более 2.5т только для поворота и разворота).
- Если транспортное средство не может двигаться быстрее 40 км/ч, то ему разрешено занимать только крайнюю правую полосу, а левую использовать только для обгона, поворота налево и разворота.
- Если на дороге есть трамвайные пути, расположенные слева на одном уровне с проезжей частью, то их можно занять для поворота налево и разворота, а так же двигаться по ним, если все полосы заняты, не создавая помех трамваю. Если установлен знак «движение по полосам», или пути отделены сплошной, то выезжать на них запрещено. Так же запрещено двигаться по трамвайным путям встречного направления.
- Ну и, разумеется, запрещено движение по тротуарам, пешеходным дорожкам, разделительным полосам и обочинам.