Найти тему
Мысли о России

Борьба государства с черными и серыми зарплатами через косвенные налоги – зло или благо для пенсионеров?

По разным оценкам в России от 12 до 18 миллионов человек получают заработную плату по черным (без трудоустройства) или серым (с трудоустройством на заниженную заработную плату) схемам. Объем средств, выдаваемых сотрудникам на руки в конвертах, оценивается Министерством финансов РФ в 10 триллионов рублей. Давайте посчитаем сколько и какие бюджеты бы получали средств, если бы эти деньги оборачивались легально.

Сразу необходимо отметить, что брать 10 триллионов за базу, с которой мы будем считать налог некорректно, т.к. в эту базу не попадут отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Совокупно в Фонды отчисляется 30% от базы. Очевидно, что работодатель не готов, обеляя заработную плату, существенно увеличивать свои издержки. Пусть X – база, тогда получаем следующее уравнение: X + 0,3*X = 10 000 миллиардов рублей.

Нехитрыми вычислениями рассчитываем базу, от которой будем считать доходы государства: X = 7 700 миллиардов рублей.

Теперь распределим эти средства:

1. НДФЛ – 13%. Около 1 триллиона рублей.

2. Выданная на руки заработная плата – 6,7 триллиона рублей.

3. Взносы в Пенсионный фонды – 22%. Около 1,7триллиона рублей.

4. Взносы в Фонд социального страхования – 2,9%. Около 220 миллиардов рублей.

5. Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%. Около 390 миллиардов рублей.

Если бы мы жили в некой идеальной среде и желание Министерства финансов осуществилось, регионы (а НДФЛ идет именно туда), ФСС и ФОМС получили бы приличную поддержку. Но более всего был бы доволен Пенсионный Фонд, доходная часть которого вмиг выросла бы на 20%. А вот 15 миллионам россиян пришлось бы расстаться с третью доходов.

-2

К счастью, такой сценарий невозможен, поэтому давайте рассмотрим практическое предложение Министерства финансов – «обеление» заработной платы путем ухода от прямых налогов в пользу косвенных. Если упрощенно это выглядит примерно так: НДФЛ снижается до 10%, взносы в ПФ – до 12%, остальные взносы остаются на прежнем уровне. Нагрузка на фонд оплаты труда снижается, работодатели переходят на белую заработную плату. Потери бюджета частично компенсирует увеличение белых зарплат (сниженный процент лучше чем ничто), частично компенсирует дальнейшее повышение НДС (например, с 20% до 25%).

На первый взгляд довольно разумно, но есть 2 НО:

1. Пенсионеры и другие мало защищённые слои населения не платят НДФЛ, но платят НДС, а значит пострадают.

-3

2. НДФЛ – основа региональных бюджетов, а НДС – федеральный налог. Уменьшение первого и увеличение второго сделает зависимость провинции от Москвы еще сильнее.

Стоит ли вообще вести эту борьбу и если да, то какими методами?