Найти тему
Performance360

Алиса, дай сотку! Тест голосовых помощников

Оглавление

Джон Уильям Уотерхаус. Одиссей и Сирены
Джон Уильям Уотерхаус. Одиссей и Сирены

Алиса умеет вязать, Алиса рисует в альбомах

У некогда очень популярного бит-квартета «Секрет» была песня про девочку Алису, которая много чего умела и вообще была очаровашкой. Каждый мечтал с ней встретиться и «поболтать обо всём». В 2017 году мечту миллионов воплотил «Яндекс», представивший свою Алису накануне 20-летнего юбилея компании. Справедливости ради заметим, что выбор имени помощника определился голосованием – в тестировании имени приняли участие несколько десятков тысяч пользователей.

По заявлению создателей, это принципиально более сложная система, способная поддерживать осмысленный диалог с человеком и использующая многослойную нейросеть. Алиса – первый в мире голосовой помощник, который не ограничивается набором заранее заданных ответов, утверждают разработчики. В мае 2018 года «Яндекс» сообщила, что Алиса установлена на 53% смартфонов в России. Более 20 млн российских автомобилистов желают общаться с Алисой в навигаторах. В ближайших планах – обучить её говорить на украинском, белорусском и казахском языках.

До последнего времени серьёзных российских конкурентов у «Алисы» не было. Но 13 июня 2019 года своего помощника запустил банк «Тинькофф» – и, как нетрудно догадаться, помощника зовут Олег. А 17 июня компания Mail.ru Group представила «Марусю».

«Маруся» за два миллиона

На площадках в AppStore и Google Play появился голосовой помощник Маруся, разработанный в Mail.Ru Group. Пока программа, в разработку которой вложено $2 млн, представлена в тестовом режиме. Одна из главных задач, которая стоит перед её создателями, – интеграция продукта с другими сервисами компании.

Герберт Джеймс Дрейпер. Одиссей и Сирены
Герберт Джеймс Дрейпер. Одиссей и Сирены

Performance 360 связался с Артёмом Поповым, директором по связям с общественностью Mail.Ru Group и задал ему несколько вопросов.

Артём, поздравляем с выходом Маруси! Вы могли бы назвать главные конкурентные преимущества нового продукта?

Спасибо за поздравления, очень приятно. Говоря об уникальности Маруси я бы выделил два момента. Во-первых, это набор неких навыков, которых нет у конкурентов – ни у Алисы, ни у Олега, ни у Siri.

На сегодняшний день только Маруся умеет показывать киноафишу, цены на авиа- и железнодорожные билеты, только в нашем сервисе есть специальная команда «Маруся, запомни», в результате которой она сохраняет в памяти нужную информацию и потом её воспроизводит. Второй момент – это её уникальная интеграция с другими продуктами Mail.ru. В перспективе она сможет заказывать такси через City Mobil, делать заказы в Delivery Club и так далее.

Как вы оцениваете свои шансы догнать и перегнать ту же «Алису»? 

Рынок голосовых помощников, особенно в России, – молодой и быстрорастущий. По нашим оценкам, этот рынок растёт быстрее, чем рынок IT в целом. Поэтому нам очень важно занять здесь свою нишу. Ну, и самое главное – создать определенную экосистему всех продуктов Mail.ru. И голосовой помощник как раз их дополняет.

Считаете ли вы, что успели вовремя занять эту нишу, что вы не опоздали? Ведь «Алиса» появилась на рынке в 2017 году, а в IT-среде отрыв в два года – срок немалый.

Мы абсолютно успели. Да, мы вышли чуть позже, но только потому, что хотели сделать продукт более качественным. Определённый диалоговый движок, синтез речи, система распознавания речи, нейросети – всё это более качественное, чем у наших конкурентов, более тщательно выверено и настроено. Кроме того, мы анализировали рынок голосовых помощников, мы следили за динамикой конкурентов, за развитием технологий и считаем, что выход на рынок в текущий момент – это совершенно точно оправданный шаг.

В пресс-релизах Mail.ru Group промелькнула фраза – «Маруся разрабатывалась с нуля». Прокомментируйте, пожалуйста.

Да, верно. Имеется в виду, что мы самостоятельно настраивали нашу нейронную сеть, программировали всё сами, не привлекая никаких сторонних подрядчиков. Это полностью разработка Mail.ru Group.

Но насколько мне известно, сейчас вы готовы предоставить для внешних разработчиков доступ к платформе. На каких условиях? 

Да, сейчас идёт период закрытого бета-тестирования – это стандартная практика при запуске на рынок высокотехнологичных продуктов. Разработчикам достаточно оставить свой мейл на сайте Маруси, чтобы получить инвайт. Дальше из Google Play либо из Apple Store загружается мобильное приложение.

Когда планируется появление продукта на маркет-плейсах?

Я думаю, что это случится в ближайшее время. Как я уже сказал, периоды бета-тестирования для таких продуктов – обязательный этап. Как правило, они длятся от нескольких недель до полутора-двух месяцев максимум. И в самое ближайшее время Маруся выйдет на массовый рынок.

И последний вопрос. У «Яндекса» есть смарт-колонка со встроенной Алисой. Вы собираетесь создать подобный продукт, но с Марусей?

Да, мы планируем также запуск «умной колонки». В данный момент мы занимаемся разработкой этого продукта. К сожалению, пока не можем озвучить сроки выхода на рынок. Но работа идёт полным ходом.

Девочки, не ссорьтесь!

Разумеется, этот материал был бы неполным без битвы «Алисы» с «Марусей». И сперва нам захотелось узнать, знакомы ли «девочки» между собой.

Ответ Алисы суховат и нейтрален:

-3

А Маруся куда как более дружелюбна:

-4

Далее мы перешли к вопросам философским – кто виноват и что делать?

Алиса красиво ушла от ответа:

-5

Ответ Маруси обстоятельный и развёрнутый. Обратите внимание, что он взят из проекта Otvet.Mail.ru – пример той самой интеграции сервисов, о которой говорил Артём Попов:

-6

Затем мы попросили помощников найти рецепт яблочного пирога. Алиса точно знает места, где его можно взять:

-7

А вот Маруся пока только учится:

-8

Но когда мы захотели пойти в кино, Маруся дала Алисе фору. Интерфейс Алисы предлагает совершить энное количество действий и просто кидает в поисковую выдачу:

-9

Маруся выдаёт афишу сразу, определяя геопозицию и предоставляя возможность скроллить прямо в интерфейсе. 

-10

И, наконец, вопрос денег. Мы попросили у девочек по сотке (памятуя, как виртуозно на этот вопрос отвечает Олег: «Пососите потом просите»). Они оказались хоть и жадными, но скромными:

-11
-12

Тестирование бета-версии Маруси закончится совсем скоро. А это значит, что продукт появится в свободном доступе. Высоту планки среди российских игроков на рынке голосовых помощников задал «Яндекс» – так исторически сложилось. Но тем интереснее и острее конкуренция, от которой должны выиграть пользователи – а именно мы с вами.

Залина Хохоева