Хочу рассказать вам 11 гениальных турецких художников XX века, работы которых, хотелось бы, чтобы увидел каждый.
Ибрагим Чаллы — он предпринял революционные изменения в истории современной турецкой живописи. Чаллы, в основном вдохновленный либертарианским художественным движением, отметил веху в истории турецкой живописи, в которой он призвал многих художников нарушить границы закрытых пространств и выйти на улицы Стамбула. Светлая палитра Чаллы в сочетании с проворными и агрессивными мазками кисти делали его стиль уникальным.
Он является одним из самых дорогих турецких художников. К примеру, картина «Ускюдар» была продана за 600 тыс. лир (примерно 100 тыс. долларов).
Несмотря на то, что за свою 95-летнюю жизнь он провел только одну выставку, Хикмет Онат был одним из «старейшин» турецкой живописи. Важный член "поколения 1914" и образцовый турецкий экспрессионист, Онат известен как художник Стамбула и Босфора.
Принцесса Фахронисса Зейд была первым представителем абстрактного искусства в Турции, а также пионером модернизма. Известная своими веселыми и яркими мазками кисти, Зейд специализируется на абстрактных геометрических композициях и портретах с психологическими аспектами. Зейд сочетает европейскую абстракцию с исламским и византийским искусством и архитектурой.
Богемный мальчик из истории турецкой живописи, Фикрет Муалла, с его вечной борьбой с алкоголизмом, здравомыслием и агрессией, был одним из самых значительных представителей турецкого искусства в Париже. Состояние ума Муалла было полно смятения, беспокойства и отчуждения. В основном он вдохновлялся художником–фовистом Анри Матиссом, но его использование нюдовых цветов и плавных пастельных тонов напоминает натуралиста Анри де Тулуз-Лотрека. Он даже оказал влияние на знаменитого Пикассо.
Первая женщина-основательница Независимой ассоциации художников и скульпторов, Хейл Асаф была важной персоной, способствовавшей началу стиля позднего кубизма в Турции. Одна из первых женщин–художников в истории Турции, Асаф была вдохновлена художниками–фовистами, такими как Матисс и Рауль Дюфи в своих ранних работах. Асаф известна своими портретами, пронзительными мазками кисти и смелым синтезом конструктивизма, ар–деко и позднего кубизма.
Учитель, поэт и художник, Бедри Рахми Эюбоглу гораздо больше, чем черты, которыми он обладал. Эйюбоглу известен тем, что создавал традиционные и культурные произведения, черпая вдохновение у западных художников, таких как Поль Гоген, Эль Греко, Сезанн, Жорж Брак и Марк Шагал. Его композиции варьируются от пейзажей и обнажённых людей до сцен из традиционных турецких деревень.
"Можете ли вы нарисовать картину счастья для меня, Абидин?"
Это известная фраза для турок, с которой обратился “романтический коммунист” турецкой поэзии Назым Хикмет к гениальному художнику Абидину Дино. Пионер современного турецкого искусства, Дино проводил бесчисленные выставки и способствовал продвижению турецкого искусства, заняв своё место в зарубежных музеях. Человек многих периодов в истории, Дино был под влиянием многих художественных движений, но он в основном известен своими абстрактными композициями.
Когда мы думаем об абстрактном искусстве в Турции, мы должны отдать должное его мастеру Ферруху Башаге. Ученик Леопольда Леви, Башага познакомил турок с абстрактным искусством. Его произведения сделали его популярным за рубежом, что позволило ему проводить выставки вне Турции. Он также имел склонность к геометрической абстракции. Кроме того, Башага был мастером, специализирующимся на витражах и мозаике.
Ибрагим Балабан, бывший заключённый, использовал восемь лет своего тюремного заключения, чтобы стать выдающимся художником в истории турецкой живописи. Находясь за решёткой, Балабан познакомился со всемирно известным поэтом Назимом Хикметом и начал рисовать по его настоянию. После освобождения талантливый художник начал проводить множество выставок. Его вдохновляли жизнь в деревнях, анатолийский народ и народные былины и мифы.
Ещё один одарённый художник, который отправился в Европу для получения образования, Аднан Турани, стал ещё и академиком, и искусствоведом. Будучи студентом, Турани был более склонен к работе с абстрактным искусством; тем не менее, по мере того, как он рос как художник, его тенденции сосредоточились на нефигуративных и лирических абстрактных движениях. Его техника и предметы его искусства являются неотъемлемой частью его композиций, два элемента тесно связаны.
Нури Ийем вдохновлялся абстрактным и современным искусством. Картины Ийема в основном сосредоточены на традиционных и фольклорных анатолийских перспективах. Несмотря на то, что живопись одарённого художника была основана на абстрактных тенденциях с нефигуративными аспектами и в нём преобладал социалистический реализм, он больше обращал внимание на стоическую жизнь сельских жителей и особенно анатолийских женщин.