Светотень - это один из способов передать ощущение трехмерности на плоскости. Сделать ваш рисунок объемным.
Все рисунки выполненные карандашом состоят из пятен, темных и светлых. Плюс плавные тональные переходы между ними создают объем.
Чуток теории. Смотрите на две фотографии выше. Самой яркой частью на шаре является блик, а самой темной, собственная тень. Между ними плавный тональный переход, полутень. Иногда полутень называют светом. У шара, как и от любого другого объекта, на который падает свет, есть тень. Она нам дает понять, что шар не висит в воздухе, а лежит на поверхности. То же самое и у цилиндра.
Ещё одна немаловажная деталь, это рефлекс. Отражение поверхности на предмете. Он всегда темнее полутени. Про него не стоит забывать, иначе рисунок или предмет может потерять своё объем.
Вот мой, наверно, первый шар нарисованный без собственной тени, блика и почему-то с ярким рефлексом. Падающая тень очень бледная. В целом кажется, что я просто заштриховал рисунок одним тоном.
Когда я изучал эту тему, видел примеры, как рисовать правильно, как неправильно, было всё легко и понятно. Но как только пришлось рисовать самому, тут то и началось. Я совершенно не понимал как наложить тень на свой нарисованный предмет. Не мог представить и понять как светит свет, и куда падает тень.
Выход из ситуации был найден. Я брал любой предмет, ставил его под включенную настольную лампу (почитай статью про мою рабочую зону) и делал фото. А потом по фотографии делал рисунок со светом и тенью.
В процессе рисования я понял, что черно-белый рисунок с цветной фотографии нарисовать не просто. Можно упростить работу. Перед тем как рисовать, сделайте фотографию черно-белой. Сразу станет понятно, где свет, где тень и в какой тональности вести рисунок.
Вот такая моя цветовая практика. Моя рука с карандашом из этой статьи была нарисована при помощи этих приемов. С черно-белой фотографии.
Впереди нас ждет перспектива. Скорей всего не одна статья будет написана на эту тему.