19 июня 1989 года в калифорнийском Вествуде прошла премьера экранизации комикса про супергероя в костюме летучей мыши, получившая незамысловатое название "Бэтмен". В широкий прокат лента вышла лишь 23 июня, но у нас есть все основания выпить по бокалу за тридцатилетие одного из самых важных фильмов в истории Голливуда уже сейчас. А заодно открыть для себя что-то новое - Киновед в штатском собрал для вас 30 неизвестных фактов о фильме режиссера Тима Бертона, ровно по количеству лет, прошедших с премьеры...
Режиссером фильма мог стать Айван Рейтман
Впервые о большом фильме про Бэтмена студия WB задумалась еще в начале 80-х, когда после успеха «Супермена» всем хотелось оседлать волну успеха. Первый сценарий написал Том Манкевич, и это был гораздо более светлый и оптимистичные проект, близкий к чистой комедии, так что в режиссерское кресло студийные боссы были готовы усадить Айвана Рейтмана, автора «Охотников за привидениями», и даже ходят слухи, что постановщик видел в образе Брюса Уэйна Билла Мюррея. В конечном счете проект тогда не заработал, и Рейтман его покинул. Бертон же, когда подписал контракт со студией, сценарий Манкевича сразу отправил в мусорное ведро.
50 тысяч фанатов подписали протест против Майкла Китона
Хорошо известно, что на момент начала съемок кандидатура Майкла Китона на роль Брюса Уэйна была, мягко говоря, спорной. Кто-то полагал, что это комедийный актер, кто-то хотел видеть звезду повыше классом, а некоторым казалось, что для Бэтмена Китон слишком тщедушен. В итоге актер доказал, что выбор Бертона был единственно верным, но число противников этого решения выглядит колоссальным даже по нынешним временам. После объявления о приглашении Китона студия получила более 50 000 разгневанных писем от фанатов. Писем! Не дизлайков и даже не твитов в 140 символов. 50 тысяч человек не поленились взять лист бумаги, ручку и конверт, чтобы высказать свое отношение к человеку, который наденет костюм летучей мыши в фильме о вымышленном супергерое. Вот это времена были...
Бэтмена мог сыграть Мел Гибсон
Поскольку изначально студия WB планировала нанять на должность режиссера "Бэтмена" Ричард Доннера, тот строил планы привлечь в актерский состав Мела Гибсона, хорошо знакомого ему по "Смертельному оружию". Даже когда Доннер из проекта ушел, Гибсон оставался претендентом номер один на роль Брюса Уэйна, однако контракт сорвался, когда австралиец предпочел съемки в "Смертельном оружии 2". Затем, уже в "Бэтмене навсегда" Гибсона звали сыграть Двуликого, но он снова отказался - не судьба.
Адам Уэст хотел играть Бэтмена в 60 лет
Знатоки истории Темного рыцаря, конечно, помнят актера Адама Уэста, сыгравшего Бэтмена в сериале 1960-х, однако мало кому известно, что Уэст планировал и в версии Бертона сыграть главную роль и очень обиделся, что его не позвали. И это в 60-то лет! Справедливости ради стоит отметить, что мысли пригласить Уэста в фильм были, но на роль Томаса Уэйна, отца Брюса, что символизировало бы своеобразную смену эпох в бэтмениане. Впрочем, при доработке сценария почти все сцены общения Томаса и Брюса были вырезаны и от услуг Уэста было решено отказаться. Да он и сам бы не согласился скорее всего. Бэтмен – это навсегда!
Робин Уильямс поработал на фильме приманкой для Джека Николсона
Сегодня трудно представить себе кого-то иного в образе Джокера из "Бэтмена" Тима Бертона, но вообще-то на место Джека Николсона рассматривались Уиллем Дефо, Тим Карри, Роберт Де Ниро, Джефф Голдблюм и даже Дэвид Боуи. Николсон же долго тянул время, не давая окончательного согласия, и тогда студия пошла на хитрость - WB объявила, что готова подписать контракт с Робином Уильямсом. На деле никакого контракта не было - "утечка" подстегнула Николсона, а вот Уильямса взбесила. Комик сначала добился от студии извинений за подобное использование его имени, а затем отомстил - отказался играть Загадочника в "Бэтмене навсегда", хотя его очень хотели видеть в этой роли.
Контракт Джека Николсона позволял ему отдыхать на всю катушку
Многие участники съемок «Бэтмена» вспоминают, что Николсон на площадке был настоящей звездой, дивой, которой позволено то, что не возможно было представить где-то еще и с кем-то еще. Например, каждый вечер актер отправлялся в ночной загул, а на следующий день до обеда приходил в себя после похмелья, пока ему бессознательному наносили грим. В те же дни, когда актер был достаточно трезв, чтобы не спать в кресле гримера, он просматривал игры своих любимых команд, которые ассистенты специально записывали для Николсона накануне вечером. Но что самое удивительное, контракт с Джеком Николсоном предусматривал для него перерыв в съемках в те вечера, когда играла его любимая баскетбольная команда «Лос-Анджелес Лейкерс» - актер просто уезжал, несмотря на расписание всех остальных. В конечном итоге роль Николсона в успехе картины неоспорима, но только представьте сколько крови он выпил у остальных.
Мишель Пфайффер могла сыграть Викки Вэйл
На роль Викии Вэйл тоже был весьма интересный отбор. Прежде чем студия подписала контракт с Ким Бэйсингер, на это место претендовали две яркие конкурентки. Основным вариантом была Шон Янг, известная по роли в «Бегущем по лезвию», но уже во время подготовки к роли актриса сломала ключицу и вынуждена была отказаться от съемок. Второй в очереди была Мишель Пфайффер, но Майкл Китон предположил, что это может создать дискомфорт на площадке, так как актеры в то время встречались. Интересно, что когда снимался «Бэтмен возвращается» пара Китон/Пфайффер уже распалась, однако искры в их прошлых отношениях продолжали освещать каждую из совместную сцену. Все сложилось как нельзя лучше.
В фильме мог появиться Робин, и его могли сыграть Бен Аффлек или Мэтт Деймон
Ранние версии сценария «Бэтмена» Тима Бертона содержали сцены с Диком Грейсоном, известным как Робин, помощником Темного рыцаря. По сюжету Джокер убивал родителей Дика во время его выступления в цирке, и к финалу картины юноша должен бы примерить свой фирменный костюм. На разных этапах на роль Робина рассматривались Майкл Джей Фокс, Кифер Сазерленд и Эдди Мерфи, а в 2017 году в одном из интервью Бен Аффлек признался, что его прослушивали на ту же роль, как и его друга Мэтта Деймона. Как бы то ни было, Робина из окончательного сценария вырезали и отложили до лучших времен.
Рэй Лиотта отказался сразу от трех предложенных ему ролей
Находящийся в большом впечатлении от роли Рэя Лиотты в фильме «Дикая штучка» Тим Бертон очень хотел получить актера к себе в «Бэтмена» и даже пригласил его на прослушивание на любую из трех ролей по желанию: на Бэтмена, Джокера и Харви Дента. Лиотта, в свою очередь, посчитал, что режиссер «Большого приключения Пи-Ви» вряд ли сможет снять серьезное кино, и от встречи отказался, не желая даже обсуждать щедрое предложение. Много лет спустя актер признался, что сожалеет о своем высокомерии, но его немного извиняет то, что во время съемок «Бэтмена» Рэй Лиотта снимался в «Славных парнях» Мартина Скорсезе, в самом главном фильме в своей карьере.
В оригинальном сценарии присутствовал Пингвин
Сценарий Манкевича противопоставлял Бэтмену не только Джокера, но и Пингвина, и кандидаты на роль Освальда Кобблпота были удивительными – в начале 80-х WB видела в этом образе Джона Кэнди или Питера О’Тула (можно ли себе представить более непохожих друг на друга актеров?), ненадолго заглянувший в проект Стивен Спилберг предлагал задействовать Дастина Хоффмана, а Ричард Доннер – Джо Пеши. Окончательный выбор, впрочем, сделан не был – Пингвин отправился в помойку вместе со сценарием Манкевича. Но лишь для того, чтобы вернуться в сиквеле в исполнении блистательного Денни ДеВито.
Фильм был снят всего за три месяца
Съемки "Бэтмена" начались 17 октября 1988 года и завершились 12 января 1989-го - удивительная скорость, даже с учетом непременных рождественских каникул Бертон умудрился уложиться в срок менее трех месяцев. Для сравнения: "Бэтмен и Робин" снимали 4,5 месяца, "Бэтмен возвращается" и "Бэтмен навсегда" - 5,5, на съемки "Бэтмен: Начало" и "Темный рыцарь: Возрождение легенды" ушло по 6,5 месяцев, а "Темного рыцаря" снимали целых семь. Добавьте к этому тот факт, что Бертон был первопроходцем и фактически задал стиль для целого жанра, и становится понятно, три месяца - это колоссально!
Сценарий переписывался прямо по ходу съемок
Процесс съемок оказался тяжелым испытанием для всей съемочной площадки, причем сценарий картины переписывался прямо на коленках едва ли не под каждую следующую сцену. Доходило до того, что во время работы над кульминационным сражением Джек Николсон задал вопрос Бертону, что будет дальше, а режиссер не смог ничего ответить, потому что не был уверен в том, что они будут снимать на следующей смене. Главные изменения коснулись героини Ким Бэйсингер – изначально участие Викки Вэйл в финальном сражении предусмотрено не было. Даже удивительно, как при таком режиме работы картина получилась столь последовательной и целостной.
Костюм оглушил Майкла Китона
Фанатам хорошо известно, что костюм Бэтмена был большой головной болью для всех на площадке и особенно, конечно, для Майкла Китона. Тяжелый, неповоротливый, душный, жесткий – актеру приходилось двигать всем телом только для того, чтобы перевести взгляд в сторону. Больше того, теснота маски сделала Китона почти полностью глухим – и это в дополнение к клаустрофобии, от которой с детства страдал актер. Впрочем, Майкл нашел в этом неудобстве и плюс – сенсорная депривация и общий дискомфорт помогли ему лучше войти в роль и подобрать верные интонации для своего персонажа.
Слова «Я – Бэтмен» были импровизацией Китона
Уже на первых минутах фильма герой Майкла Китона произносит одну из самых известных в истории кино фраз – болтающемуся на краю крыши преступнику он говорит: «Я – Бэтмен». Простые, но эффективные слова сегодня являются обязательными для всех, кто надевает костюм летучей мыши, но фокус состоит в том, что сказаны они были не по сценарию, Китон предпочел сымпровизировать. В сценарии Бэтмен заявлял: «Я – Ночь!», отсылая зрителей к культовой цитате из бумажного комикса, но актер посчитал, что эффектнее будет назвать супергероя по имени. И он не прогадал.
Создатель Бэтмена Боб Кейн должен был появиться в камео
Изначально создатели фильма мечтали предоставить в фильме небольшое место одному из соавторов, придумавших Бэтмена в конце 30-х, но Боб Кейн неожиданно заболел и не успел выздороветь к окончанию съемок фильма. Кейн должен был сыграть карикатуриста, зарисовавшего прыгающего по крышам Бэтмена и передавшего свои наброски репортеру Александру Ноксу. Однако в итоге Кейн не появился ни в этой сцене, ни в какой-либо иной.
Сон вверх тормашками придумал Китон
Наверное, самый странный момент фильма – это сцена, в которой Брюс Уэйн спит в странной позе в своей пещере, он висит на чем-то вроде турника и раскачивается сложив руки на груди. Вы вправе считать, что это плод выдумки Тима Бертона, однако, на самом деле, это был еще один вклад Майкла Китона в картину. Китон предложил столь необычный вид отдыха для своего героя, сопроводив идею словами: «Это сделает Брюса еще более странным и темным. Зрители будут думать, что он реально сошел с ума». Не всем фанатам такая задумка пришлась по душе, но смотрится это необычно.
Маска Бэтмена была изменена в последний момент
Учитывая сжатые сроки производства и съемок, не стоит предъявлять претензии к художникам, костюмерам и гримерам, когда на поверхность выползают детали, о которых никто не подумал заранее. Такой деталью-занозой в «Бэтмене» стали… уши на маске Темного рыцаря. Все дело в том, что с первоначально придуманными ушами Майкл Китон просто не помещался в Бэтмобиле – на первых тестах костюма оказалось, что уши либо прижимают двери, либо актеру приходится лежать за рулем. Оставался единственный вариант – резать к чертовой матери! В результате, в кратчайшие сроки были созданы несколько новых масок с меньшими ушками, что позволило Бэтмену вальяжно садиться в салон своего боевого авто.
Светлые волосы Викки Вэйл – возвращение к канону
Фанаты комикса были недовольны многими деталями костюмов и образов персонажей, которые Тим Бертон позволил себе поменять, но наибольшее бешенство вызывало у поклонников то, что Викки Вэйл в фильме стала блондинкой, в то время как в бумажных комиксах ее обычно показывают рыжей или шатенкой. Однако создатель комиксов о Бэтмене Боб Кейн это изменение похвалил, отметив, что изначально Викки должна была быть блондинкой, но из-за ошибки при печати превратилась в рыжую. Скорее всего, Бертон ни о чем подобном не думал, но получилось интересное возвращение к канонам.
Саундтрек должен был написать Майкл Джексон
Прежде чем подписать контракт о написании музыкального сопровождения к картине с Принсом, студия WB была очень близка к тому, чтобы получить на это место самого Майкла Джексона. Увы, Король поп-музыки после череды переговорных встреч был вынужден отказать - на время подготовки музыки к "Бэтмену" у Джексона выпадал грандиозный мировой гастрольный тур, однако на помощь продюсерам пришел ничуть не менее талантливый Принс. Все сложилось как нельзя лучше - есть все основания полагать, что Джексон сделал бы музыкальную палитру несколько светлее, что могло в корне поменять атмосферу восприятия кинокомикса.
Песни Принса были включены в фильм против воли Бертона
Многих раздражающая экспериментальная музыка Принса была добавлена в «Бэтмена» продюсером Джоном Питерсом, имеющим в Голливуде «славу» эксцентричного и причудливого человека. Больше того, подбор музыки не был изначально согласован с Бертоном, от чего сам режиссер до сих пор не в восторге. У Питерса была странная репутация – ему в голову приходили идеи, от которых другие продюсеры были в шоке: так, например, именно он придумал нереализованный фильм о Супермене с Николасом Кейджем в главной роли, ему пришло в голову снять стимпанк «Дикий дикий запад». До недавнего времени Джон Питерс фонтанировал идеями, а потом его «прикрыли» за сексуальные домогательства. Упс!
Композитор Дэнни Эльфман едва не был уволен
К тому времени, как Тим Бертон пригласил поработать над фильмом Дэнни Эльфмана, у композитора за плечами уже было несколько фильмов, но всерьез его не воспринимал никто из продюсеров. Особенно скептически к талантам Эльфмана относился уже упомянутый Джон Питерс – он настолько высокомерно обращался с композитором, что тот уже готов был получить уведомление об увольнении из проекта. Перелом случился тогда, когда Бертон убедил Питерса послушать придуманную Эльфманом главную тему картины - по воспоминаниям самого композитора, продюсер вскочил со стула и пустился в пляс по комнате уже после нескольких первых нот. Как известно, саундтрек «Бэтмена» оказался не менее успешен, чем фильм – на его счету Грэмми.
Со съемочной площадки были украдены две пленки с отснятым материалом
Съемки сопровождались множеством трудностей, но страшнее всего был пресс всеобщего внимания к проекту со стороны СМИ и фанатов. Так один новостной канал заплатил репортеру, чтобы тот, пролетел на вертолете над съемочной площадкой и запечатлел выстроенные декорации фильма, другой предложил фотографам 10 тысяч фунтов за первую фотографию Джека Николсона в гриме Джокера. Но своего пика истерия достигла в тот момент, когда злоумышленник похитил с площадки две катушки с пленкой, содержавшей почти 20 минут отснятого материала. Вызванному наряду полиции удалось задержать вора, намеревавшегося сделать копии и продать их какому-нибудь телеканалу. Это сегодня любой может моментально достать смартфон и заснять то, что скрывают от чужих глаз авторы, а раньше подобные нелегальные кадры доставались кровью и потом.
Ужасающий тизер-трейлер фильма стал суперпопулярным
Сегодня студии придают трейлерам огромное значение - в них строго дозировано выдают сюжетные линии, демонстрируют лучшие технические находки, пытаются привлечь музыкой и коронными фразочками. Первый тизер-трейлер "Бэтмена", призванный успокоить фанатов, получился таким плохим, что это даже оказалось хорошо. В нем нет музыки, кадры надерганы из странных сцен и смешаны в несусветную кашу, но удивительным образом этот ролик, который сегодня даже начинающий любитель в YouTube не выложил бы, стал настоящей бомбой. Имеются свидетельства, что фанаты даже покупали билеты на сеансы других фильмов, чтобы посмотреть трейлер "Бэтмена" и уйти из зала до начала основной картины - подобное в истории повторилось затем лишь однажды, так ходили в кино на трейлер первого эпизода "Звездных войн" в 1999-м.
Зрители в кинотеатрах жаловались на излишнюю темноту картины
Нет-нет, никто не жаловался на то, что герой получился слишком готичным, злодеи жестокими, а Готэм мрачным. Речь идет о том, что зрители в кинотеатрах называли «Бэтмена», буквально, самым темным, непроглядно черным фильмом в истории. Настолько темным, что порой было непонятно, что происходит на экране. К чести студии, перед тем, как отправить фильм на видео, WB усадила специалистов в студии, чтобы сделать ленту на несколько тонов светлее, опасаясь, что картину не станут покупать и пересматривать дома.
Бертон называет фильм скучным
Можно только поражаться тому, как Тиму Бертону удалось за три месяца и 35 миллионов долларов сделать культовый блокбастер, который и по сей день отлично смотрится, но, кажется, сам постановщик оказался не слишком доволен итоговым результатом. «Мне понравилось работать в таком темпе, нравятся отдельные сцены, но в общем я считаю картину довольно скучной. Скорее мы сделали что-то близкое к явлению в массовой культуре, но отличным я бы фильм не назвал» - заявил режиссер через несколько дней после премьеры. Сегодня Бертон менее категоричен и говорит о том, что любит его все сильнее год от года, но первые слова о многом говорят.
Сталлоне назвал фильм «убийцей традиционных боевиков»
Любимый публикой «Бэтмен» был принят в Голливуде с прохладцей и осторожностью – кое-кто даже высказал недовольство появлением столь смелого, ломающего стереотипы фильма. Среди последних самым громким голосом был Сильвестр Сталлоне. Актер и сценарист заявил: «Это начало новой эры. Визуальные эффекты взяли верх, спецэффекты стали важнее человека. Похоже, я зря ходил в спортзал все предыдущие годы – теперь достаточно нацепить на себя костюм и повиснуть на тросе, чтобы привлечь зрителя. Увы, но с выходом этого фильма традиционный боевик умер». Несколько нелепо слышать о том, что визуальный ряд превосходит внутреннее содержание, от человека, который снялся в «Рокки 4», «Рэмбо 3» и «Кобре», но Слай свое мнение высказал, будем его уважать. К слову, сам Сталлоне в последние годы смягчился и даже снялся в камео в «Стражах галактики 2» - пластмассовый мир победил.
«Бэтмен» получил от Роджера Эберта такую же оценку, как и «Бэтмен и Робин»
Легендарный критик Роджер Эберт долгое время был маяком для коллег по всему миру, но даже он иногда совершал непростительные ошибки. Так, фильму Тима Бертона Эберт поставил всего две звезды из четырех, отметив только техническую сторону ленты. Еще больше удручает тот факт, что те же 2 из 4-х звезд были поставлены критиком и «Бэтмену и Робину», в подметки не годящемуся оригинальному фильму. Причем авторитетный эксперт заявил, что видит рост франшизы, вопреки мнению зрителей. И на старуху бывает проруха.
На «Бэтмене» Николсон заработал больше 60 миллионов долларов
Свое участие в фильме Джек Николсон оценил в 6-миллионный гонорар и небольшой процент от прибыли картины в прокате. Последнее, буквально, озолотило актера – после того, как «Бэтмен» собрал в мире более 400 миллионов, Николсон получил 55 из них. В 1989 году это, разумеется, был рекорд по сумме выплат одному актеру за один фильм, да и сегодня таких высот не может добиться даже играющий в «Мстителях» Роберт Дауни-младший. А все потому, что юристы стали внимательнее относиться к мелкому шрифту в контрактах.
На производство картины ушло 10 лет
Да, Тим Бертон умудрился снять «Бэтмена» всего за три месяца, но в общей сложности фильм прошел путь длиной в 10 лет, прежде чем встретился со зрителем – продюсеры Бенджамин Мельникер и Майкл Услан приобрели у DC права на супергероя еще в октябре 1979 года. Картина меняла режиссеров и актеров, из легкой комедии она трансформировалась в темную драму и мрачный триллер, но десять лет не прошли даром – пусть и несовершенный, «Бэтмен» стал первопроходцем, установившим законы жанра и указавшим планку, к которой нужно тянуться всем последователям.
На «Бэтмена» продано на 10 миллионов билетов больше, чем на «Темного рыцаря: Возрождение легенды»
Сегодня, когда популярность комикс-экранизаций находится на самом пике, сложно поверить в то, что фильм 1989 года имел большую популярность у зрителей, чем сегодняшние блокбастеры, но это именно так – с учетом инфляции и роста цен на билеты в кинотеатрах США «Темный рыцарь: Возрождение легенды» в долларах собрал больше «Бэтмена» Тима Бертона, но по числу проданных билетов классика впереди. На «Бэтмена» в США было куплено 62,9 млн билетов, а на «Темного рыцаря 3» «всего» 50. Разумеется, понижение вызвано куда большей конкуренцией в современных кинозалах и возможностью смотреть кино дома уже через пару недель после премьеры, и все равно – крутой результат!
Вот такая история. В знак благодарности не забудьте отметить статью как понравившуюся и подписаться на обновления автора. Обещаю, будет еще интереснее!