Найти тему
Евгения Кретова || писатель

ЛитРес_имена: Елена Кутузова

Оглавление
Обложка книги "Соло на грани", автор Елена Кутузова, издательство Эксмо
Обложка книги "Соло на грани", автор Елена Кутузова, издательство Эксмо

Продолжаю рассказывать об авторах и их книгах. Новая рубрика #ЛитРес_имена будет посвящена авторам издательской платформы Литрес: самиздат, одному из самых динамично развивающихся порталов. В России, как и за ее пределами, рост доли электронной литературы идет не на сотые доли процента, а на добрые десятки. И это дает возможность нам, читателям, находить для себя действительно интересные книги.

И первым автором, с которым хочу вас познакомить стала Елена Кутузова.

Это автор с крупными победами в конкурсах за спиной, с публикацией в "Эксмо" (по итогам конкурса как раз). Автор, работающий в жанре мистического реализма и этнической мистики: в ее историях много потустороннего, ведьмовского, паранормального, основанного на мифах и легендах славянского мира и многочисленных народов, испокон веков проживающих на территории России. Этакое махровое язычество и ведовство. Но есть и романтические истории. А "На острие" вообще горячая история, которую Елена не советует читать детям и впечатлительным дамам. Роман "Тайна старого кафе" вошел в лонг-лист престижного конкурса "Новая книга".

Читатель olivdan пишет: Елена Кутузова очень своеобразный, интересный автор с легким, красочным стилем. Книги «Соло на грани», «Инкуб…», «Свет упавшей звезды» и др. поражают разнообразием стилей и жанров, свидетельствуют о глубокой фантазии автора, которой Елена охотно делится со своими благодарными читателями. Очень реалистично прописаны всегда характеры героев, а многие фразы из ее книг не только запоминаются надолго, но и после второго-третьего прочтения начинают приобретать новый смысл, оттачивая новые грани восприятия текста. Спасибо за творчество, желаю автору радовать нас дальше, а читателям советую обратить внимание на очень своеобразные книги, т.к. поклонники как героического, так и романтического фэнтази, а также женских романов с элементами эротики и произведений с налетом мужественности найдут для себя что-то интересное.

Молодежи посоветовала бы, помимо "Тайны старого кафе" обратить внимание на мистическое фэнтези из серии "Сновидцы" - "Смерть всегда рядом" . Я люблю мистику, хоррор и магический реализм. Так уж устроены мои предпочтения как читателя. «Смерть всегда рядом» – это крепкое мистическое городское фэнтези с детективной линией. Загадка древних книг-гримуаров, великолепно прописанные персонажи и темный, пугающий мир.

Специально для читателей моего канала я задала Елене несколько провокационных вопросов.

Елена, скажите, вы ведь начинали как автор «взрослой» прозы – любовь, романтика, жесткие психологические эксперименты. Как вы решились уйти в подростковую мистику?

Елена Кутузова: Подростки мне всегда казались инопланетянами. Я не знала как с ними общаться, не знала, о чем с ними говорить... Но подрос сын, пришлось разбираться. Потом узнала о сходке Терра Инкогнито, которую проводили ребята в нашем городе, стало любопытно, сходила. И поняла, что вот эти вот существа — вовсе не инопланетяне. Да, другое поколение, другие взгляды на жизнь, но все они очень интересные, увлекающиеся люди. Очень активные. Настолько, что и меня увлекли. Я вспомнила себя, посмотрела на сына, провела параллели и... решилась. Думаю, эксперимент был удачен.

Современный подросток – какой он? Чем можно привлечь его внимание?

Елена Кутузова: Чем угодно! Современные подростки очень любопытны. Но при этом очень консервативны. Если я и мои друзья с интересом пробуем что-то новое, то ребята предпочитают оставаться в «сфере своих увлечений». Зато все, что связано с этой сферой у них вызывает ажиотаж и приступы бурной деятельности. Если это книги — то, будьте уверены — оторвутся по полной! Будут косплеи, будут фанфики, будут какие-то настольные игры, иллюстрации, тематические встречи... Они очень чуткие, они готовы слушать и воспринимать, но ненавидят поучения. «Высокоморальные» книги с посылом «делай так, ибо автор мудр и плохого не посоветует» отправят на свалку. Зато те, что «учат исподволь» — станут любимыми. Подростки, они очень ищущие. Им все надо попробовать самим. Пожмакать, укусить, понюхать... Разобрать на составляющие, чтобы потом из этих деталей создать свое собственное, совершенно отличное от оригинала.

У вас довольно много этнических мотивов в книгах. В «Вороне» - степные кочевники, в «Смерть в всегда рядом» - гримуары и запретные книги. Как вы работаете над книгой, где собираете материал?

Елена Кутузова: Чаще всего ищу информацию в интернете. Предпочитаю копаться в официальных источниках, используя работы археологов, этнографов, историков, фольклористов. Потом миксую, создавая что-то свое. Тот же «Крик Ворона» — это не монголы, не татары, не башкиры. Это кочевой народ, живущий в мире, где звезды на самом деле управляют жизнью людей, где Великий Ворон — родоначальник Двенадцати племен, где шаманы на самом деле общаются с духами, а проклятье может превратить в оборотней целое племя.

Но база — реальная. Я просмотрела, наверное, сотни роликов про юрты. Для меня оказалось откровением, что при одной базе — они настолько разные! И дело не в орнаменте, не в форме тундука (шанырака, тооно — это все название одного и того же предмета), различие в другом.

В общем, часто бывает, что на написание самого романа — сесть и набрать текст — уходит гораздо меньше времени, чем на подготовку. А ведь у меня фэнтези! Я с ужасом думаю, на что идут авторы исторических романов. Вот кому памятники при жизни ставить надо!

Как часто приходится сталкиваться с тем, что собранный материал слишком прогрессивен для читателя, слишком непривычен и приходится «упрощать», делать более понятным и узнаваемым?

Елена Кутузова: Очень часто. Ну, напишу я, например, слово кереге (решетчатые складные решетки для юрты). Поймут единицы. Из непонявших треть погуглит. Еще треть пойдет смотреть сноску. А оставшаяся треть плюнет и закроет книгу. Но это самое простое, это не страшно, поэтому характерные слова я использую без проблем. Сложнее другое. Вот сейчас пишу про тех же кочевников, создаю мир. Но нельзя сделать его без основы, без базы. Это значит, создавать мифологию, отношения между людьми, их мировоззрение. Но, поскольку пишу я для русскоязычной аудитории, то многое будет непонятно: отношение к детям, женщинам, старикам... Почему подчинились, почему восстали, почему то, почему се... Люди подходят к тексту со своими мерками, со своим опытом. То, что происходило всего сто лет назад могут назвать бредом и «так не бывает» — потому что сменились реалии.

А автор создает миры. Новые. Со своими «тараканами». Поэтому зачастую приходится упрощать, иначе не поймут.

Ваша книга «Соло на грани» стала финалистом престижного конкурса «Поколение NEXT». Скажите, сложно ли решиться и отправить свою книгу на конкурс? К чему нужно быть готовым?

Елена Кутузова: Решиться — совершенно не сложно, я легко иду на разные конкурсы, если есть настроение. А готовым надо быть к пахоте. И к тому, что если пишешь «под конкурс», то и писать надо «под конкурс» — то, что хочет организатор. Нужна любовная история — должна быть любовная история, а не эссе на тему «отношения полов в современном мире». Боевик? Будь ласков, пиши боевик, а не трактат о владении огнестрельным оружием в третьем веке до нашей эры у племени тумба-юмба.

Вы часто участвуете в литературных конкурсах? Какие вам особенно запомнились?

Елена Кутузова: Одно время активно участвовала в литературных дуэлях (это когда пишешь рассказ на заданную тему, с определенными маркерами, а потом жюри оценивает, чей лучше). Пока не проиграла ни одной. Первый изданный рассказ — тоже победа на конкурсе, второй и третий — уже победа в «Мире фантастики». Единственный изданный роман — тоже победа в конкурсе.

А запомнились три: «Новая книга» — тем, что очень нервничала, но таки попала в лонг-лист (чем горжусь!), «Колфан» - выход в финал, но там больше атмосфера понравилась, играли все с душой, и «Золотая чаша», очень злой и самосудный конкурс, где я, новичок, таки умудрилась прогрызть себе дорогу к финалу. Продула, но борьба там стояла не на жизнь, а на лоскутки.

Как вы думаете, какие есть способы, чтобы отточить свое мастерство?

Елена Кутузова: Читать авторов, близких по духу, писать самому и обязательно участвовать в сетевых конкурсах, их много сейчас. Да, рассказы там по косточкам разбирают, не жалеют, зато опыт приобретается колоссальный.

Ну и работать. Много.

На сколько важна для современного автора «бумажная публикация»?

Елена Кутузова: Вот интересный вопрос. Сейчас литературный мир разделился на два лагеря: одни считают подтверждением мастерства изданную в издательстве книгу, другие — огромную аудиторию в сети. Аргументы и у тех, и у тех мощные, и те и те правы. Но лично меня бумажная публикация не раз спасала от обвинений в графомании от читателей. Очень удобно тыкать в нос хейтерам, которые не удосужились заглянуть в раздел «об авторе» и пытаются уколоть тем, что сетевой автор — не автор, а так, мимокрокодил.

А так каждый для себя решает. Знаю несколько популярных в сети авторов, которые просто отказались от бумаги, хотя издательства сами на них вышли с предложениями войти в серию. Но им это не нужно, им и так хорошо.

От себя добавлю, что бумажная публикация дополняет сетевую - зачастую читательские аудитории не пересекаются, есть люди, которые читают только в бумаге, а есть те, кто читает электронные книги.

Спасибо большое Елене за откровенный разговор и книги.

Читайте! Ведь читать - не только модно, но и очень увлекательно!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о молодежной прозе.

Вам также может понравиться:

Новая фантастика. Эксклюзивное интервью с писателем, переводчиком Александрой Гардт
Интервью с Евгенией Кретовой, победителем первого сезона литературной премии "Электронная буква" (специально для портала ЛитРес)
Писательское закулисье или Как я пишу детектив - авторский материал от поиска идеи до воплощения.