Найти тему
Елена Яковлевна

Как вовремя увидеть речевую задержку у ребенка и избежать проблем с речью в будущем.

Как избежать проблем с речью у малыша в будущем.

Я начинаю свой первый блок именно с это важной темы. Так в современном мире это стало одной из главных проблем в развитии детей.

Я как практикующий педагог – нейропсихолог, часто встречаю детей с задержкой развития речи. Начиная с простейшей речевой задержки и до моторно - сенсорной алалии. К моему сожалению, родители приходят достаточно поздно с этой проблемой и время коррекционной работы растягивается.

Задержка речевого развития это не просто симптом, это звоночек, что у ребенка есть проблемы.

Многие родители, да что уж говоря и врачи, ждут до последнего, когда заговорит. И вот когда этот момент не наступает, начинают бить тревогу и такие дети приходят ко мне. А там задержка психического развития в подарок, нарушение эмоционального фона и долгая коррекционная работа.

А ведь проблемы можно уже увидеть в самом начале и убрать их.

Давайте рассмотрим что такое ЗРР.

Задержка речевого развития (ЗРР)это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков.

Различают три степени задержки речевого развития:

1. Первая степень — это самая легкая степень задержки речи у ребенка, так как у таких детей отсутствует поражение нервной системы. При внимательном наблюдении можно заметить небольшие эмоциональные и волевые нарушения. Хотя отставание развития речи здесь проявляется в легкой степени, такие дети без помощи специалистов не могут самостоятельно догнать своих сверстников.

2. Ко второй степени ЗРР относят отставание речевого развития, сочетающееся с нарушениями психики и патологиями нервной системы. У ребенка могут быть эмоциональная неустойчивость, нарушения памяти и внимания, мелкой моторики. Органы артикуляции (особенно язык) тоже страдают из-за легких параличей, тремора (дрожания) и насильственных движений. Такие дети медлительны, или, наоборот, расторможены. Они нуждаются в специальном обучении.

3. При третьей степени задержка речевого развития вызвана поражением речевой зоны головного мозга. Нарушения речи обширны: ребенок затрудняется в произношении многих слов, не формируется фраза, нарушена грамматика речи, у него отсутствует чувство языка. Кроме явно выраженных речевых нарушений у таких детей страдает память, внимание, мышление, волевые и эмоциональные качества.

Задержка речи у ребенка, относящаяся к третьей степени, наиболее сложна для коррекции. Такие дети нуждаются в длительном лечении и сопровождении специалистов. Но даже тщательно проведенная коррекционная работа не гарантирует, что ребенок избавится от речевой патологии.

Проблемы с речью, могут возникнуть у ребенка в любом возрасте, главное вовремя их увидеть и начать работу над этим.

Давайте рассмотрим несколько важных этапов речевого развития:

Критические периоды повышенной ранимости центральной нервной системы:

§ 1-2 года, когда интенсивно развиваются речевые зоны;

§ 3 года, когда интенсивно развивается связная речь;

§ 6-7 лет, когда высока вероятность появления заикания или детской афазии (распада сформировавшейся речи).

Признаки задержки речевого развития

1. В три месяца ребенок не аугкает, не реагирует на присутствие взрослых. С определенного времени, примерно с 4-6 месяцев гуление пропадает, это норма, его заменяет детский лепет;

§ 2. Малыш до 5 месяцев не гулит, не произносит согласных г, х, к, и гласные у, ы;

§ 2. С 6 месяцев ребенок практически не издает лепета (ма-ма, ба-ба);

§ 3. В 8-9 месяцев у ребенка отсутствует лепет

§ 4. К 1 году словарный запас ребенка насчитывает менее 5 слов по типу «ма-ма», «ба-ба» «ня-ня» «дай» и пр. Речавая активность минимальна, мало разговаривает на «своем языке»

§ 5. Ближе к полутора годам малыш не произносит обращенные к родителям слова «папа», «мама». Не понимает своего имени, названий окружающих предметов

§ 6. В полутора годам ребенок не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на просьбы родителей;

§ 7. В 2 года ребенок не может построить простые предложения.

Детская педиатрия допускает отставание в речевом развитии на 4-5 месяцев для мальчиков, и на 2-3 месяца для девочек. То есть, если мальчик не лепечет в год — это также является вариантом нормы речевого развития.

В следующем постах я расскажу о нормах развития, как правильно развивать речь ребенка, какие упражнения и игры помогут быстро на начальном этапе помочь Вашему ребенку развиваться правильно и много другое.