Все никак не могу забыть деда из горьковского «Детства». А удивляет в Василии Каширине то, как красиво он поднялся и как низко упал в финале.
Нет, ну вы только задумайтесь, парень вышел из среды крепостных, освободился, создал семью, поднял малый бизнес, был выбран депутатом местного законодательного органа. И всё равно встретил старость нищим, бродящим по городу с протянутой рукой.
Вот уж действительно из грязи в князи. Только потом обратно в грязь. И, что главное, винить некого, кроме себя.
Когда Алёша встретил деда Василия, тот уже не был нормальным человеком. Он уже был злым. Но история за историей, рассказы, сплетни, домыслы и прочее открывают нам более-менее ясную картинку жизни Василия. И позволяет сделать выводы.
Итак, сначала Василий ушёл в бурлаки. Затем через некоторое время стал работать на барже. То есть хозяин заметил, что парень не только силён, но и соображает. А там и отмена крепостного права. И вот уже Василий женат на Акулине, владеет небольшим бизнесом.
Что уже неплохо для его происхождения и стартовых возможностей. Но эти-то медные трубы и сгубили Василия и его семью в дальнейшем. Как только Вася решил, что умнее всех, тут же в душе его поселилась злость, гордыня.
Как только дочка собралась замуж за бедного молодого человека, отец был категорически против. Фактически отец, который сам разбогател только недавно, запретил Варваре выходить замуж за Максима. Она сбегает от него, выходит замуж, как у них это называется, самокруткой.
Всё то время, что Варвара с Максимом живут в Астрахани, Василий с женой и сыновьими семьями живут одной большой крестьянской семьёй и занимаются покраской материи. И если Варвара с Максимом и Алешей живут дружно, в любви, в согласии, то Каширины буквально грызутся.
И грызню эту, дорогие друзья, задает глава семьи. Не сыновья и не бабка, а сам дед. Он то и дело подбивает сыновей и внуков к зависти, к ругани, к драке. Если читали внимательно, то успели заметить это. Да?
Один из самых ярких поступков обозленного человека — отпустить по миру слепого мастера Григория. А ведь Григорий много лет проработал у Василия.
Когда Варвара снова уезжает, а дед Василий с бабушкой Акулиной отдают наследство сыновьям, он не успокаивается. Не может мирно жить с внуком и женой. Во-первых, он продолжает воевать с сыновьями, во-вторых, его стала одолевать неуёмная жадность.
В попытках приумножить капитал, дед Каширин начинает совершать ошибку за ошибкой. Сначала он продает и покупает дом, затем продает этот и покупает новый, а деньги дает в рост сомнительным людям. В результате отправляет и Алёшу батрачить на чужих, а сам, прогорев окончательно, нищает и побирается.
А знаете, что я подумал еще об этом человеке? Помните, как в доме Кашириных случился пожар? В те минуты командование тушением взяла на себя бабушка, а не дед Василий. Короче говоря, глава семьи уже на тот момент не владел собой и домашними. Только злился и ненавидел.
Я бы сказал, это история о человеке, не прошедшим медные трубы. Выбиться в люди, разбогатеть, создать семью и вдруг почувствовать внутренне, что всё это тебе как-то не по зубам. Вместо того чтобы оставаться спокойным и приводить к счастью других, Василий пустил в себя суету и ненависть.
С чем бы это сравнить? Ну, вспомните, как молодой и преуспевающий человек вдруг резко начинает пить или ширяться. Бывает, что внутренне развитие личности не успевает за развитием внешних обстоятельств. То есть в душе ты еще лейтенант, а жизнь уже одела тебя в генеральский мундир.
До генеральства ты, может быть, вообще никогда не дорастешь, а от тебя уже ждут генеральских решений и генеральской же выдержки.
Кто меня понял, тот молодец.