Найти в Дзене
Cosmoscow Mag

В мастерской: 3-й сезон «Открытых студий» (часть I)

Запущенный «Винзаводом» в 2017 году проект «Открытые студии» – это одновременно и арт-резиденция, и мастерская, и образовательное учреждение. В рамках третьего сезона на проекте с апреля по август этого года работают восемь художников, чьи заявки были отобраны Экспертным советом. Мы поговорили с семью из них и узнали, над чем они трудятся. Увидеть результаты можно в бывшем помещении «Айдан Галереи» на территории «Винзавода» совершенно бесплатно.

Алена Федоткина / @alena_ff

Сейчас в мастерской Алены представлены работы из серии PINKCITY – изображения трех зданий, окрашенных в розовый цвет. Так художница наделяет роддом, МИД и квартиру, где собирались первые русские феминистки, новыми значениями.

В «Открытых студиях» Алена работает над персональной выставкой, которая будет посвящена женщинам будущего. По словам Алены, сегодня женщина – уже совсем не тот человек, каким она была 100 лет назад. Вдохновленный антиутопиями и научной фантастикой проект позволяет задуматься о том, кем станет женщина еще через 100 лет. «Женщине навязаны долги перед обществом, в которые она по праву рождения и другим странным причинам умудрилась влезть. Сегодня каждый должен придумывать для себя роли самостоятельно». Главная героиня проекта – Большая Сестра как альтернатива Большому Брату Оруэлла.

-2

На момент интервью в мастерской Алены была выставлена графическая серия «26 дней». «На ее создание меня вдохновило приложение-календарь для менструаций, где на каждый день есть своя картинка. Например, овуляция изображена цветочками. Я пыталась нарисовать прокладки как цветочки – красиво и декоративно».

-3

Рома Богданов / @bogdanov_roma

Рома учится в ИСИ, занимается инсталляцией, объектами, видео и графикой, работает с темами психоанализа, психологии личности, поведения в социуме, формирования идентичности. В своих новых работах он исследует поведение человека и психологию личности в постцифровую эпоху. Источником вдохновения для него стал фильм «Фотоувеличение». Главный герой случайно снял сцену убийства и затем весь фильм рефлексирует по этому поводу, а одним из способов постичь истину стал фотоаппарат.

Рома проводит аналогию с работой искусственного интеллекта и теорией распознавания образов с изображений дронов или фотографий. Искусственный интеллект действует по определенному алгоритму, как посредник информации, но в итоге информацию воспринимает человек. Перемешав кадры из фильма, Рома фантазирует на эту тему, воспроизводя работу искусственного интеллекта, который выстраивает свою логику, свою историю.

-4

В резиденции Рома планирует изучать психологию поведения и способ мышления творческого человека. За основу он берет 8 резидентов, то есть 8 кодов и смотрит, как они между собой перекликаются. «Работая вместе, мы будем делиться опытом, и воспроизводить что-либо совместно. Идентичность здесь тоже немного стирается. 8 героев, 8 резидентов проходят через личный код каждого. Где-то задерживаются и создают какие-то коллаборации, а где-то проходят мимо».

-5

Мика Плутицкая / @mika_plutizky

На момент интервью Мика заканчивала программу в Британской высшей школе дизайна и начинала работать в «Открытых студиях» над графической серией, посвященной памяти и рефлексии на тему советской культуры. «Мне интересно, как можно создавать произведения искусства из пластов времени и памяти, которые как бы накрывают друг друга».

Для новой серии Мика использует много архивных фотографий. На одной изображен Брежнев, стоящий с винтовкой в руке на мертвом олене. На другой – остановка в Лосином Острове, где люди стоят рядом с лосями. Отправной точкой проекта стал снимок, найденный в заброшенном доме. На нем изображена девочка на курорте, которая сидит с несчастным лицом на неживом олене и держит в руке топор. Для Мики важен контраст между реальностью и сложной идеологией, делавшей акцент на счастливом детстве.

-6

Работу над проектом Мика начала с серии рисунков, проявляющей разные аспекты найденной фотографии – одиночество, безразличие, спокойствие. В проекте важны эти наслоения, волны памяти – полотна, изображающие один сюжет, но с разными эмоциями. Мика создает мифологическое пространство и время, ищет к ним ассоциации и позволяет информации создавать новый нарратив и раскрывать историю: так в работе появляется советский модернизм, отсылки к хоррору, Брежнев и гипсовые олени в небольших городках.

-7

Варвара Гранкова / @vargranart / @nenasilie

Варвара работает иллюстратором в «Ведомостях» и занимается современным искусством, танцами, контактными импровизациями. Она училась в Школе современного искусства «Свободные мастерские». В 2018 году в ММОМА прошла ее персональная выставка-рефлексия «Ненасилие», в рамках которой изучались причины насилия.

Представленная в «Открытых студиях» инсталляция посвящена насилию в малых социальных группах – в школе, дома, в больнице, в роддоме, в армии, в тюрьме. Она состоит из нескольких полотен с отпечатанными объектами и имеет форму плана. Попадая в одну из систем насилия, человек зачастую переходит в другую. Например, из детских домов непослушных детей часто отправляют в психлечебницы. Еще одна идея инсталляции – это инициация и насилие в традиционном обществе. На полотнах отпечатаны объекты насилия, используемые в этих социальных группах, а красным выделены объекты инициации, например – кольца в семье или волосы в армии.

-8

Другая работа Варвары – это Instagram-проект про абьюз и психологическое насилие. Для него художница фотографировала людей, наносивших на свое тело слова, сильнее всего ранившие их в жизни, например: «Твой брат умный, а ты – девочка» или «Ты сама меня вынуждаешь, ты так себя ведешь». Вместе с каждым из участников Варвара создавала вторую фразу-трансформацию. «Какие-то слова остаются в теле как блок, и я решила таким образом визуализировать эту тему. Проект стал терапевтическим, и многие писали, что он помог не зацикливаться на обиде».

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропустить ни одного материала!
Instagram
Facebook
Telegram
Вконтакте