Найти тему
Deworkacy

История успеха Стэна Ли: как ему удалось сохранять креативность 60 лет

Стэн Ли был одним из самых известных авторов комиксов в мире. За свою долгую карьеру он создал совместно с несколькими художниками огромное количество легендарных персонажей, которые живут до сих пор.

В мир комиксов Стэн Ли попал совсем в юном возрасте и до последнего любил свое дело.

Стэн Ли вырос в Нью-Йорке во времена Великой депрессии. Его первыми воспоминаниями детства был разговор родителей, которые обсуждали, что они будут делать, если у них не будет денег на оплату квартиры. Отец Стэна большую часть времени оставался безработным. Он был закройщиком, а во время экономического кризиса мало кто думал о готовом платье. Поэтому Стэн начал работать еще в школе. Он был посыльным, привратником, писал некрологи для все еще живых знаменитостей.

Писатель вспоминал, что его мать Силия была величайшей женщиной на свете. Силия же была уверена, что ее старший сын лучшее, что есть в этом мире. «Я приносил домой небольшой сочинение, написанное на уроке в школе, она брала его, читала и говорила, что я следующий Шекспир. Я всегда думал, что способен на все. Удивительно, как все это повлияло на мою жизнь».

Родственник Стэна Ли Мартин Гудман владел компанией Timely Publications и они искали помощника. «Я подумал, а почему бы и нет. Когда я пришел туда, то оказалось, что вакансия в отделе комиксов. Видимо, я был единственным, кто заинтересовался ею. Я стал мальчиком на побегушках. В отделе работали еще два парня – редактор Джо Симон и художник Джек Керби. Они были создателями Капитана Америки и именно над этим они работали, когда я пришел. Я наполнял чернильницы, приносил обеды, занимался корректурой. Потом их по какой-то причине уволили. Больше у издателя Мартина Гудмана никого не было в отделе и он спросил, справлюсь ли я. Мне было 17 лет. Когда вам 17, что вообще вы знаете о мире? Я ответил, что конечно, справлюсь».

-2

«Потом Мартин, кажется, забыл про меня, потому что просто оставил меня там. Но мне понравилось. Я был настолько юн, что иногда доходило до смешного. Например, когда кто-то заходил в отдел, то спрашивал: “Мальчик, а где мне найти вашего редактора?”. К тому времени, как я получил эту работу, уже существовали Супермен, Человек-Факел, Подводник, Отец-Время, Ураган. Самым главным в комиксе в то время была обложка. Все книги тогда продавались в газетном киоске и вы могли только надеяться, что кого-то привлечет обложка и книгу купят».

Также многое зависит от имени. «Например, такой герой, как Ураган, очень быстро бегал и, когда я пытался придумать новых персонажей, я подумал, что было бы интересно придумать кого-то, кто ползает по стенам. Человек-комар? Нет, звучало не очень. Человек-муха? Я сидел и вычеркивал имена и в итоге добрался до Человека-паука. Вот оно, то что надо».

Мартин был одним из величайших подражателей того времени. Если он узнавал, что какое-то издательство продавало ковбойские журналы, он говорил мне: “Стэн, придумай что-нибудь с ковбоями”. Ужасы, военные истории, криминальные – все что угодно, мы это делали. Я бы хотел придумать что-то свое, но мне платили не за это. И через 20 лет я сказал своей жене: “Я никуда не двигаюсь. Я хочу уйти”. И она дала мне лучший совет – почему бы не создать что-то свое, а не то, что хочет Мартин. Ведь худшее, что может произойти – это тебя уволят. А я и так хотел уйти».

В то время у DC Comics была Лига Справедливости и они хорошо продавались. Так что в 1961 году Стэн Ли придумал Фантастическую четверку. Он попытался сделать героев более живыми, с реальными проблемами и эмоциями. И это сработало. Потом появились Люди Икс и Халк. И издательство перестало быть имитатором чужих идей.

В 60-х Мартин Гудман продал компанию и все изменилось. Новые владельцы сделали Стэна Ли издателем, а потом президентом и председателем совета директоров. «Я никогда не был бизнесменом. Когда меня попросили составить план для компании на следующие три года, я ответил, что не могу знать, что будет с нами через несколько лет – я даже не знаю, что буду есть завтра на завтрак. Я любил писать истории и ушел с поста президента через год».

-3

«Все персонажи в Marvel были моими идеями. Но эти идеи ничего бы не значили без иллюстратора». Для Человека-паука Стэн Ли позвал Джека Керби, но он изобразил всех чересчур героически. А писатель хотел, чтобы Питер Паркер выглядел как обычный человек. Тогда он пригласил Стива Дитко. «Я всегда говорил, что Стив и я создали Человека-паука. Но персонажи Marvel мне не принадлежат. А то бы я был очень богатым человеком».

В 1972 году Стэн покинул компанию Marvel, но никогда не терял с ней связь. Он был невероятно рад, когда всемогущий Disney купил Marvel за 4 миллиарда долларов, при том, что сам Ли не получил от этой сделки ничего. Хотя несколько созданных им компаний не принесли большого успеха, Стэн Ли никогда не останавливался и продолжал творить.

-4

Если у Стэна Ли не получалось что-то быстро придумать, то он брал свой карандаш, бумагу и садился за стол. «Я думал о том, что бы такого мог создать, до чего никто еще не додумался. Если я не мог придумать новую суперсилу, я старался думать о какой-то новой необычной черте характера у персонажа. Придумывать истории легко. Придумывать героев легко. А вот придумать что-то, что люди еще не видели, – вот это сложно. И это самое интересное».

Другие материалы канала:

История успеха Индры Кришнамурти Нуйи. Как CЕО PepsiCo увеличила продажи на 80 процентов.

Медицинский халат может быть красивым. Как бывший врач открыла онлайн-магазин стильной медформы с оборотом в 2 миллиона долларов.