«Кортик». Вчера вечером досмотрели с Сашей этот фильм 1973 года.
Александру только вот исполнилось 8. Фильм ему понравился - там достаточно примитивная в смысле ветвления, но тем не менее, насыщенная детективная история.
Но главное все же не это.
В фильме есть герой, с которым хочется себя ассоциировать. Сильный, уверенный, харизматичный Мишка.
Да, кино про времена гражданской войны, но на самом деле идеологически, концептуально про семидесятые. В нем прорисовывается альтруизм, честность, честь, а главное коллективизм детей, пионерия, как его квинтэссенция.
Не помню о чем был разговор, но Саша спросил меня:
👦🏻 «А если б ты был пионером?..»
🧔🏻 «А я был пионером»
👦🏻 «😳😳😳»
🧔🏻 «Да, два года. По факту я и сейчас пионер»
А он смотрел на меня, как до этого смотрел на героев фильма. Только я был вот тут, рядом, не выдуманный.
О… Это дорогого стоило! Я реально почувствовал себя частью чего-то иного, внутренне великого и достойного!
И знаете что? Я прекрасно вписываюсь в этот наш сегодняшний строй, я приспособился в нем жить, но я вижу его недостатки.
Вижу, например, синтетику и провал всех начинаний государства в плане консолидации молодежи.
Это как у Толстого от Анны Карениной: «…Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь…» - сколько не впихивай заменители, былого они не возвратят, а будут только всеми силами отторгаться.
Вот смотрите какая штука: я пионером был 90-91 годы, кругом уже все было отравлено дефицитом, «гласностью» и фильмами типа «Чучела» и «Маленькой Веры», сурово отражающими мрачную действительность, но… пионерия… изнутри, даже в те времена, даже ввиду противодействия, ощущалась чем-то образующим, дающим ориентир и вот такие, как в «Кортике», ценности. Через это, одетый в ежедневный галстук, ты имел право на самоуважение.
Тарковский говорил о нравственности, как о внутреннем стержне, делающем ненужной мораль.
Но этот стержень сам по себе не появляется, он не встроен в нас с рождения, не передается как древко знамени от родителей. Нет. Он формируется под действием внешней среды, социума.
Пионерия как раз и была такой средой.
Именно поэтому она была разрушена в первую очередь - это реально произошло мгновенно - в августе был путч, а в сентябре в школе уже никого не было в галстуках.
Можно было сохранить эту систему? Можно конечно.
Но нужно было менять общество, ломать его нравственный стержень через колено.
Поменяли. Поломали.
И вот я для своего маленького сына сегодня не просто какой-то старик, а часть «утраченной технологии», часть эпохи героев.
Ооо! Не надо мне рассказывать, что все было не так! Все было по-разному. И ТАК было тоже.
И вот Сашка, посмотрев фильм про настоящих героев, понимает - в этом есть правда. Он видит и чувствует ее.
За это лето он посмотрит «Бронзовую птицу», посмотрит «Петрова и Васечкина», посмотрит «Москва-Кассиопея»…
Да, я могу показать ему и «Чучело», могу показать «Дорогую Елену Сергеевну», и обязательно покажу, потому что и в этой чернухе есть правда, но «Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце» [Mark Twain], и делать это аккуратно нужно для того, чтоб не разрушить хрупкий пока, но такой нужный стержень нравственности.
Всем добрый день 🖐
Помогайте детям с выбором фильмов и книг - через это вы их создаете, лепите, формируете.